О мироздании легко и просто

Просмотров: 3021
Елена Наследкова

 

Творчество художника Вюсала Рейна

 

Молодой, подающий надежды художник Вюсал Рейн родом из Азербайджана – его южная энергетика чувствуется с первого же взгляда на картину. Это и колорит, и тематика, и та легкость, с которой художник превращает свой простой незатейливый мотив в целый гимн жизни.

 

 

В 2007 году Рейн заканчивает художественный колледж имени А. Азимзаде в Баку, и уже через пару лет начинает активную выставочную деятельность, фигурируя среди участников не только групповых выставок в Азербайджане, но и в Германии (2012, 2013). С 2013 года он уже состоит в Союзе художников Германии. Весьма недурное начало творческого пути!

Примечательно, что произведения Вюсала Рейна также и охотно покупаются. Это не случайно. Покупателей прельщают яркость цвета, ясность композиции, интерьерность, декоративность работ, особенно последних лет. Галереи приобретают его картины в качестве ярких образчиков особого актуального направления в изобразительном искусстве.

 

Итак, В. Рейн – это модная живопись или попытка визуализировать нечто важное?

Стоит сразу оговориться: Вюсал Рейн не так прост, как кажется. Большинство его работ можно разделить на два периода: те, что были написаны до 2011 года и те, что после. Прослеживается определенная тенденция – авторская манера постепенно меняется от натуралистичного исполнения  к стилизованному. Это видно, например, при сравнении двух работ разных периодов: «Ночь, Баку и Каспийское море» 2009 года и «Баку» 2012.  

Ночь, Баку и Каспийское море, Вюсал Рейн

«Ночь, Баку и Каспийское море» 

Баку, Вюсал Рейн

 «Баку»

Здесь прослеживается уход от объёмной трактовки в импрессионистической манере в сторону плоскостного изображения домов, деревьев, городских стен.

Еще один пример сравнения работ двух стилистик:

Цветы» 2009, Вюсал Рейн     Цветы для жены, Вюсал Рейн

«Цветы» 2009 года                            «Цветы для жены» 2011 года

 

Вот как раз таки в этой стилизованной плоскостной манере Рейн последнее время и создаёт свои пейзажи, натюрморты и даже портреты.

Если проанализировать всеёмногообразие картин художника, можно выделить следующий ряд общих черт:

 

Структурированность

Появляется чёткий тёмный контур, отграничивающий один элемент от другого. В пределах этого контура задаётся локальный по-праздничному яркий цвет. Художник предпочитает комбинировать контрастные цвета: жёлтый – голубой, зёленый – оранжевый, фиолетовый – жёлтый. Всё изображение стремится показать каждую крышу, каждый цветочек, каждого персонажа. Получается, для автора становится архиважным представить некое многообразие всего мира и, что немаловажно, изобразить его именно в упорядоченном и жизнеутверждающем виде.

 

Театральная композиция

Структура проявляется не только через чёткие отграниченные элементы, но и через построение художественного пространства. Композиция работ Вюсала Рейна превращается в некие театральные подмостки, где есть авансцена с  главными героями (как груши в работе «Три груши на фоне берега», или влюбленные в произведении «Счастье»), и задник, которым чаще всего является изображение моря и небольшого города или некий горизонт с домиком и солнцем.

Три груши на фоне берега, Вюсал Рейн

«Три груши на фоне берега»

Счастье, Вюсал Рейн

 «Счастье»

Примитивизм

Рейн зачастую использует композиции, характерные для детских рисунков, и это не случайно. Упрощённая, понятная композиция сразу выстраивает эдакую иерархию мироздания, где место каждого известно и определено, а, значит, мир в этом ключе предстает понятным, кристально ясным, чётким и красивым. В связи с актуальностью примитивизма подобные «детские» направления сейчас очень популярны в изобразительном искусстве (например, творчество Виктории Исаенковой, Виктора Сачивко и др.), когда художники намеренно придают своим работам вид детского рисунка.