О мироздании легко и просто

Просмотров: 2642
Елена Наследкова

 

Творчество художника Вюсала Рейна

 

Молодой, подающий надежды художник Вюсал Рейн родом из Азербайджана – его южная энергетика чувствуется с первого же взгляда на картину. Это и колорит, и тематика, и та легкость, с которой художник превращает свой простой незатейливый мотив в целый гимн жизни.

 

 

В 2007 году Рейн заканчивает художественный колледж имени А. Азимзаде в Баку, и уже через пару лет начинает активную выставочную деятельность, фигурируя среди участников не только групповых выставок в Азербайджане, но и в Германии (2012, 2013). С 2013 года он уже состоит в Союзе художников Германии. Весьма недурное начало творческого пути!

Примечательно, что произведения Вюсала Рейна также и охотно покупаются. Это не случайно. Покупателей прельщают яркость цвета, ясность композиции, интерьерность, декоративность работ, особенно последних лет. Галереи, возможно, приобретают его картины в качестве ярких образчиков особого актуального направления в изобразительном искусстве.

 

Итак, В. Рейн – это модная живопись или попытка визуализировать нечто важное?

Стоит сразу оговориться: Вюсал Рейн не так прост, как кажется. Большинство его работ можно разделить на два периода: те, что были написаны до 2011 года и те, что после. Прослеживается определенная тенденция – авторская манера постепенно меняется от натуралистичного исполнения  к стилизованному. Это видно, например, при сравнении двух работ разных периодов: «Ночь, Баку и Каспийское море» 2009 года и «Баку» 2012.  

Ночь, Баку и Каспийское море, Вюсал Рейн

"Ночь, Баку и Каспийское море" 

Баку, Вюсал Рейн

 "Баку"

Здесь прослеживается уход от объемной трактовки в импрессионистической манере в сторону плоскостного изображения домов, деревьев, городских стен.

Еще один пример сравнения работ двух стилистик:

Цветы» 2009, Вюсал Рейн     Цветы для жены, Вюсал Рейн

«Цветы» 2009 года                         «Цветы для жены» 2011 года

Вот как раз таки в этой стилизованной плоскостной манере Рейн последнее время и создает свои пейзажи, натюрморты и даже портреты.

 

Если проанализировать все многообразие картин художника, можно выделить следующий ряд общих черт:

Структурированность

Появляется четкий темный контур, отграничивающий один элемент от другого. В пределах этого контура задается локальный празднично яркий цвет. Художник предпочитает комбинировать контрастные цвета: желтый – голубой, зеленый – оранжевый, фиолетовый – желтый. Все изображение стремится показать каждую крышу, каждый цветочек, каждого персонажа. Получается, для автора становится архиважным представить некое многообразие всего мира и, что немаловажно, изобразить его именно в упорядоченном и жизнеутверждающем виде.

 

Театральная композиция

Структура проявляется не только через четкие отграниченные элементы, но и через построение художественного пространства. Композиция работ Вюсала Рейна превращается в некие театральные подмостки, где есть авансцена с  главными героями (как груши в работе «Три груши на фоне берега», или влюбленные в произведении «Счастье»), и задник, которым чаще всего является изображение моря и небольшого города или некий горизонт с домиком и солнцем.

Три груши на фоне берега, Вюсал Рейн

«Три груши на фоне берега»

Счастье, Вюсал Рейн

 «Счастье»

Примитивизм

Рейн зачастую использует композиции, характерные для детских рисунков, и это не случайно. Упрощенная, понятная композиция сразу выстраивает эдакую иерархию мироздания, где место каждого известно и определено, а, значит, мир в этом ключе предстает понятным, кристально ясным, четким и красивым. В связи с актуальностью примитивизма подобные «детские» направления сейчас очень популярны в изобразительном искусстве (например, творчество Виктории Исаенковой, Виктора Сачивко и др.), когда художники намеренно придают своим работам вид детского рисунка.

Повторяющиеся мотивы

Мотив дома. Дом для Вюсала Рейна не просто архитектурное строение. Это символ. Символ эталонного человеческого существования, знак рая. Картине «Цветы для жены» художник посвятил несколько строк, неожиданно артикулируя свое виденье счастья: «Знаешь, что я хочу через долгие годы жить с тобой за городом, где все просто… где растут цветы, где поля, где у нас был бы дом, совсем не обязательно большой, можно и маленький, чтоб был дом наш наполнен и согрет любовью, счастьем, и был бы уют, а я каждый день.. лучше всего по утрам, пока ты спишь, собирал бы цветы для тебя…».

Домики присутствуют в огромном количестве произведений молодого художника, становятся лейтмотивом всего творчества:

В поисках рая, Вюсал рейн

Новый дом, Вюсал Рейн

 Картины «В поисках рая» и «Новый дом»

 

Мотив сладкого плода. Груши, яблоки, ананасы, гранаты, дыни – частые персонажи картин Вюсала Рейна. Спелые плоды – не столько художественная дань «мертвой натуре», сколько посыл зрителю: мол, разгадай тайный смысл. А смысл автор вкладывает. Не зря комментируя работу «С неба упали три яблока» (2013), художник пишет: «В детстве папа перед сном рассказывал мне сказки и в конце сказок он говорил эти слова «С неба упало три яблока: первое – мне, второе – тебе, третье – тому, кто рассказывал». Многие азербайджанские сказки кончаются именно так, или же вот так: «С неба упало три яблока: первое – тому, кто рассказывал, второе – тому, кто слушал, третье – тому, кто понял».

С неба упали три яблока, Вюсал рейн

"С неба упали три яблока"

Здесь  мы видим типичное для Рейна театральное построение композиции с тремя яблоками, будто предстоящими в заключительном поклоне на авансцене. Они выступают в роли неких небесных плодов, подаренных в знак благодарности чуткому зрителю. Та же история с гранатами – символами жизни, ну и, конечно, дынями – плодами райских садов.

 

Отсылка к Ван Гогу

Влияние творчества Ван Гога у В. Рейна может быть замечено и в обращении к мотиву подсолнуха, и в построении художественного пространства, изображающего упорядоченные поля с домиками, и в контурности изображения при использовании насыщенного цвета. Ну, и, собственно, звучное посвящение нескольких работ В. Рейна великому художнику явно должно указать зрителю на воспринятую традицию от голландского мастера рубежа XIX–XX в. уже современным молодым художником.

Натюрморт для Винсента, Вюсал рейн  Дом для Винсента, Вюсал Рейн

«Натюрморт для Винсента»                                   «Дом для Винсента»

 

Эгоцентрический аспект картин

Да, Вюсал Рейн как и всякий автор раскрывает свое творчество через себя. Говорит о себе, о своем отношении к миру, морю, счастью, родным местам. «Через себя» – в буквальном смысле слова. В его работах очень редко встречаются фигурные композиции, а если и встречаются, то это непременно пара: он и она, художник и его главная модель – супруга, как в картинах «Счастье», «Любовь», «Все будет хорошо!». Получается, автор показывает образ человека в картине каждый раз посредством себя. Он и есть проводник в живописный мир (идеальный мир!) моря, южного города, яблок, дынь, подсолнухов, любви и счастья.

Любовь, Вюсал Рейн Все будет хорошо, Вюсал Рейн

Яркость, декоративность и доступность образов, приятные мотивы домиков, полей, моря и неспешной плодовитой созерцательной жизни, пропущенной сквозь себя, делают работы Вюсала Рейна весьма привлекательными и популярными, художник явно «на волне» коммерческого спроса в мире изобразительного искусства. Но при всей легкости бытия, транслируемой его произведениями, хочется верить, что автор не скатится на рельсы производства ради спроса. И его работы, возможно трансформируясь… нет! вырастая дальше, сохранят эту свежесть восприятия такого разного и такого прекрасного мира.

 

Автор статьи: Елена Наследкова