Синтез времён

Просмотров: 2553
Елена Наследкова

Юрий Александрович Дырин родился и вырос в семье лесника в эрзянском селе Кочкурово (Республика Мордовия). Окончил Саранское художественное республиканское училище (1990), а также факультет «Культурология» Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (2007). Член Союза художников России с 2003 года.

В юности будущий художник испытывал непреодолимую тягу к народному, исконному. Воспоминания детства, некие сказочные картинки – всё это потом опосредованно вошло в творчество Ю. Дырина. Его работы можно условно разделить на два направления, которые взаимосвязаны друг с другом: этнофутуризм и примитивизм.


Девочка-тинейджер

Этнофутуризм = архаика + современность

Это направление начало активно развиваться в искусстве в конце XX века и переросло от способа выживания национальной культуры в условиях современности до некоего диалога культур. Юрий Дырин в своих работах аккумулирует этнокультурный опыт и порождает собственный мир.

Например, произведение «Девочка-тинейджер» 2003 изображает архаичное стилизованное лицо девочки (о том, что это девочка свидетельствуют косички), в котором заключено многое. Это и странный фас, формируемый двумя профилями (словно поцелуй, возможно, чаяние, ожидание любви), и обилие узоров и орнаментов¸ и руки как бы заключающие лицо в рамку (это и рамка ее весьма сложного портрета, и границы, налагаемые ей же самой на себя).

Или например, «Байкер» (2010), разъезжающий по свету на своем красном мотоцикле, до того испещренном цветами и узорами, что он больше походит на народную игрушку, чем на ревущий металлический агрегат, ассоциирующийся обычно с экстримом, мужественностью и агрессией. Да и сам байкер под стать своему байку: радужный расписной персонаж, напрочь отрицающий привычный современному сознанию образ брутального мужика в «косухе» на ревущем мотоцикле. В этом тоже суть этнофутуризма: герои и предметы безобидны, они совершенно лишены агрессии. Не зря исследователи отмечают толерантность и мягкость в качестве характерных черт этого направления. 

Это касается и еще одной интересной особенности персонажей Ю. Дырина: двойные зрачки. В жизни нас бы напугало сие зрелище, а в работах этого живописца, подобная деталь – указание на широкое мышление, на удвоенную остроту взгляда, на принадлежность к иным сферам Бытия. Персонаж здесь дан в профиль, но имеет два зрачка как в фас, тем самым, он как бы развернут во всё окружающее его пространство одновременно. Такое «два в одном», являясь авторским знаком, непременно приковывает ваш взгляд и уже не отпускает. Вы снова и снова заглядываете в эти необычные глаза.

Архетипы и герои

Еще одна важная деталь – обращение к звериным архетипичным образам.

 

В работе «Мамонт» художник представил первобытное животное огромных размеров. Мамонт устойчив и в нем опять же собрано множество всего: он весь из орнаментов, словно из самой земли, это визуализация природной силы. В то время как люди – это условные буквально полупрозрачные человечки. Интересна «народная» трактовка образов у этого художника: герои всегда даны крупным планом на фоне маленьких гор, долин и домиков – герой в центре мироздания, в нем сосредоточен мир. Пропорции тяжеловесны, а в одном профиле часто читаются и другие профили, его лицо как бы содержит в себе еще множество лиц, как, например, в произведении «Художник и ангел» 2003 или «Вечерняя прогулка» . А иногда главный персонаж – это предмет. В этом тоже есть своя этническая традиция, когда предмет выступает как средство коммуникации, он передает то, о чем умолчал человек: «Солнечный валенок» 2010. Тем самым, в творчестве Ю. Дырина через этнофутуризм нам является поэтическое восприятие Бытия в пространстве магического этнического мира, поэтому каждая картина – это яркое, красочное, пестрое зрелище, выраженное посредством узорочья и детализации изображения и повышенной декоративности.

 

Примитивизм – мудрость через простоту

Вторая большая группа произведений Ю. Дырина выполнена в стилистике примитивизма, когда художник сознательно упрощает фигуры и предметы, нарушает и укрупняет пропорции, стилизует изображение. Образы этих произведений всегда связаны с природой, действие как бы разворачивается на лоне природы, подчеркивая единство с ней и человека, и зверя, и каждого. Здесь, конечно же, на автора, безусловно, повлияли «картинки из детства», то, что Юрий Дырин мог видеть перед собой в моменты становления сознания: живописный мордовский край с его бесконечными лугами, травами и цветами, реками и озерами, сказочными лесами. Это внутреннее чувство красоты вылилось со временем в ряд картин, таких как «Стадо вечернее» (2002), «Снежный лев» (1997), «Лунный вечер» (2012).


Здесь художник непременно использует переходные состояния неба: закат или рассвет. Также при внимательном взгляде в работах вы можете обнаружить множество странностей: то огни на верхушках деревьев, то деревья без корней, возникающие, словно проекция на избушках, то дикие цвета. Все это указует на то, что художник абсолютно свободно обращается с художественным материалом, уводя нас в мир некоего бессознательного, но прекрасного зрелища.