Познать тайные связи

Просмотров: 2509
Елена Наследкова

Олег Николаевич Высоцкий (род. 1956 г. в г. Кривой Рог) – художник, живет и работает в Таллинне (Эстония), член Международной организации художников при ЮНЕСКО, а также Объединения акварелистов Эстонии, и, кроме того, Объединения русских художников Эстонии. Активно выставляется с 1991 года. И вот потрясающий факт: за это время у художника состоялось более сотни персональных выставок в различных странах мира. Его картины находятся в музеях России, за рубежом, в частных коллекциях. В общем, мастер с международным признанием и хорошей школой живописи за плечами.

О. Высоцкий утверждает: «Я ощущаю человека, природу, нашу планету Земля и беспредельные пространства Космоса как единую взаимосвязанную систему и в своем творчестве познаю эти связи. Способ познания – интуитивно-мистический». (Из интервью газете «Омский университет», 2013 г.). Не зря при взаимодействии с картинами этого автора у зрителя часто возникают ассоциации, смутные воспоминания о снах, ощущения визуальных качель от реального к нереальному, обращение к подсознательному.

Новое направление в искусстве под названием «космизм» объясняет любовь художника к космической теме буквально в каждом его произведении. Однако, как известно, все новое – это хорошо забытое старое. И как уверяют космисты, это течение в своем «невыраженном» виде существовало давно, еще с древних времен. А величайшие произведения мирового изобразительного искусства? Тоже космизм! Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Дюрер и другие известные мастера закладывали в свои шедевры космическую тайну Мироздания. Поэтому картины этих художников во все времена остаются притягательными для человечества и смело могут называться по сути своей «космическими». Сегодня космизм – это не только изображение космоса, иных миров, овеществленных и прикрытых дымкой снов, это – продолжение в живописи идей русской философской школы начала XX века.

Итак, космизм, как выясняется, сложная штука. И можно не за одной книгой уснуть, пытаясь вникнуть в хитросплетения философской мысли для понимания картин космистов. Но можно найти к этим произведениям совершенно иной подход. Позвольте привести один пример: в городе Светлый в 2011 году с работами Олега Высоцкого познакомили ребят из 6-х и 7-х классов одной местной школы. Они должны были «прислушаться» к картине, которая им больше всего понравится на выставке, и затем дать ей название. И, как раз таки, дети оказались очень чуткими и способными зрителями в общении с произведениями мастера. Они определяли настроение картины и своим языком выражали суть произведения. Это доказывает то, что с картинами космистов можно и нужно общаться всем. Давайте попробуем.

 

Безмолвие

Пожалуй, ключевое слово для большинства произведений О. Высоцкого.

В картине «Спираль познания» (1999) или в работе из серии «Silentium» (2007)

лаконизм изображения, рациональное сочетание синего с белым, наличие композиционной точки в центре, из которой разворачивается образ, заставляет зрителя погрузиться в некое медитативное состояние. Безмолвие – это не игра «в молчанку», это отсутствие суеты, тихое предстояние перед образом Вселенной.

 

Первообраз

В своих работах художник обращается не просто к теме космоса, а к тому, что находится за гранью истории или какого-либо конкретного места. То, что мы видим в его произведениях – это некий первоисточник, понятие в максимально обобщенном виде: слово, как прослово, образ, как прообраз. За счет этого О. Высоцкий пользуется узнаваемыми изобразительными средствами, которые могут трактоваться в зависимости от настроения зрителя. Это и закрученные формы («Музыка сфер» (2010), и очертания гор («Дыхание космоса» (2010) и ветки деревьев, травы «К Свету» (2012). В общем, все то, что существует как в микро-, так в макромире.

  


Цвет - это посредник света

Как отмечают исследователи творчества О. Высоцкого, в его работах цвет - суть выражение движений света, и свет - главный герой его работ.

Произведение из серии «Метаморфозы» (2009) наполнено этими святящимися точками, которые будто светлячки, заполняют собой пространство, ведут или указуют то ли на фигуры, то ли на цветовые пятна – сплошные метаморфозы. Или как в картине «Ода к Радости» (2011), где белый цвет – это светоносный элемент, венчающий радостную феерию красок. Или сияющая точка в небе в работе из серии «Берега» (2010) словно насквозь просматривает вашу душу, оставаясь при этом далекой, недоступной и манящей.

  

Конечно же, можно легко заметить особенность картин: в них преобладает синий цвет – цвет космистов (знак духовности и мудрости).

Несомненно, эти работы заставляют зрителя думать. Они, словно некие ракеты, моментально выносят сознание с уровня фантазии на уровень мысли. Как сказал кто-то из тех же «подопытных» школьников (!), «космос – это бесконечное пространство Души». Вот почему, глядя на космические картины, мы думаем не только о Ком-то во Вселенной, а мы думаем о себе, неосознанно переводя образы Мироздания как мировой Души, на собственную душу. Это похоже на то, как вы видите копию целого дерева в одном его листке или как одна капля воды является маленьким представителем всего Мирового океана. Так же и здесь: в одной картине заключена идея всего Космоса. По-моему, это грандиозно! Сам художник в одном интервью сказал: «Мне нравится одно очень простое определение художника: «Художник - это тот, кому есть, что сказать миру».