Вдохновлённая Индией

Просмотров: 2382
Елена Наследкова

Художница Манджулали Мария Викторовна (Торшенко) родилась в 1986 г. в городе Старый Оскол (Белгородская область). Образование получила классическое: Курский государственный университет, художественно-графический факультет (2003-2007 гг.). Уже в 2007 г. она вступила в международную ассоциацию «Искусство народов мира». На счету Манджулали несколько персональных выставок. Ее работы хранятся в частных коллекциях в России и Австрии.

«Картина - это продолжение личности художника. Я стараюсь вложить в живопись самое лучшее, что во мне есть. Чтобы мое счастье, доброта и радость передавались и другим людям, чтобы они тоже получили частичку тепла», - объясняет Манджулали. Эта светоносная энергия чувствует в произведениях молодой художницы: не зря они пользуются симпатией зрителей на различных выставках.

Как создаются подобные работы? Дивайн-арт – это дань новой моде или выражение внутреннего духовного опыта? Эти вопросы возникают естественным путем, поскольку зритель видит перед собой лишь беззаботные яркие картинки с индийской тематикой. Попробуем разобраться в сути.

Традиции

Дивайн-арт сочетает в себе множество традиций и направлений.

Прежде всего, это традиции национальной росписи по тканям (цветочные орнаменты, арабески, изображения животных) ииндийской книжной миниатюры. Например, в работах «Танец павлинов», «Букет на синем фоне»

можно почувствовать влияние росписи по тканям, если сравнить их с древними образцами: те же ритмы цветовых пятен, те же анималистические и растительные элементы – фигурки павлинов, буйная растительность.

А вот например, картина «Радость встречи» являет классическую иконографию сцены «Кришна и Радха»: Кришна и его возлюбленная на лоне природы.

Однако Манджулали решает эту тему в импрессионистическом ключе. И здесь мы уже видим другую традицию, проявившуюся в ее творчестве. Импрессионизм по духу на удивление близок Дивайн-арту: тонкие вибрации реального мира в его постоянной изменчивости, выражаемые через цвет и свет, через впечатление «здесь и сейчас» в Дивайн-арте выходит на уровень Вечности. И если в импрессионизме художники обращаются к сюжетам праздников, приятных времяпрепровождений, прогулок и отдыха, то чем Вриндаванские трансцендентные игры Кришны не сюжет для проявления мировой гармонии, основанной на божественной любви, необремененной бытом и печалью? Радость встречи Кришны и Радхи от их улыбок разливается благодаря вибрирующим мазкам на весь свет, превращая сцену в танцующий веселый хоровод, захватывающий облака, деревья, небо и землю. Здесь, как и в импрессионизме, колорит – основное средство выражения. Культ цвета в Дивайн-арте превращается в культ света.

 

Все работы Манджулали выполнены в стилистике примитивизма. Сознательное упрощение форм делает образ доступным каждому, непосредственно проявляет его смысл без «костылей реализма». Например, в произведении «Веселые слоны» 

запечатленное тесное стадо слонов действительно представляет собой веселое зрелище: яркие контрастные цвета их тел, словно анималистический букет, вторят таким же жизнерадостным цветам и деревья вокруг. И над всем этим элемент солнца – непременный атрибут всякого детского рисунка и смысловая точка композиции картин в стиле примитивизма.

Исследователи отмечают, что в Дивайн-арте присутствуют элементы экспрессионизма.

Действительно, духовное измерение, в котором находится образ, сам его смысл и эмоции, этим смыслом порождаемые важны, как для экспрессионизма, так и для работ Манджулали. В картине «Таинственный остров» 

художница оставляет плоскостное изображение острова среди воды, полного прекрасной обильной растительности и большого цветущего дерева. И опять над всем этим – солнце. Такой райский лаконизм. А что еще нужно для счастья? Или произведение «Веточка жизни» 

являет интересный образ: яркая, почти волшебная веточка вдруг превращается в часть некоего древа жизни. Заметьте, что цветы на ней похожи на непрописанные живописцем лица. Тем самым, веточка жизни есть маленькая модель человеческого Бытия под названием «род».

В работах Манджулали всегда мажорный образ, полный цвета и радости. А как иначе? Когда духовный мир художника переполнен любовью к божественному, даже если это «божественное» имеет ярко выраженный национальный характер, эта любовь не может не отражаться в творчестве.

Дивайн-арт – это не столько проявление индивидуального таланта художника, сколько выражение через художника божественной гармонии, которую услышал автор и через свой талант нам преподнес. Ведь донести невыразимую суть Вечного может только чистый душою человек.