To English

Вдохновлённая Индией

Просмотров: 3894
Елена Наследкова
Поиск новых возможностей и новых граней в искусстве начался еще пару веков назад. «Свежей кровью» для европейских, а потом и русских художников стали традиции иных культур: Африки, Ближнего Востока и Азии. Экзотическая Индия в этом плане была одной из первых стран, ставшей истинным вдохновением для живописцев. В наши дни она захватила не только их сердца и умы, но и души. Модное на Западе направление Дивайн-арт (Divine-art — «божественное искусство») породило целую плеяду художников, которые создают свои произведения после чтения мантр и прочих сосредотачивающих действий, погружающих творящего мастера в духовный мир.
Поиск новых возможностей и новых граней в искусстве начался еще пару веков назад. «Свежей кровью» для европейских, а потом и русских художников стали традиции иных культур: Африки, Ближнего Востока и Азии. Экзотическая Индия в этом плане была одной из первых стран, ставшей истинным вдохновением для живописцев. В наши дни она захватила не только их сердца и умы, но и души. Модное на Западе направление Дивайн-арт (Divine-art — «божественное искусство») породило целую плеяду художников, которые создают свои произведения после чтения мантр и прочих сосредотачивающих действий, погружающих творящего мастера в духовный мир.

Художница Манджулали Мария Викторовна (Торшенко) родилась в 1986 г. в городе Старый Оскол Белгородской области. Образование получила классическое: Курский государственный университет, художественно-графический факультет (2003–2007 гг.). Уже в 2007 она вступила в международную ассоциацию «Искусство народов мира». На счету Манджулали несколько персональных выставок. Её работы хранятся в частных коллекциях в России и Австрии.
«Картина — это продолжение личности художника. Я стараюсь вложить в живопись самое лучшее, что во мне есть. Чтобы моё счастье, доброта и радость передавались и другим людям, чтобы они тоже получили частичку тепла», — объясняет Манджулали. Эта светоносная энергия чувствуется в произведениях молодой художницы, не зря они пользуются симпатией зрителей на различных выставках.
Как создаются подобные работы? Дивайн-арт — это дань новой моде или выражение внутреннего духовного опыта? Эти вопросы возникают естественным путем, поскольку зритель видит перед собой лишь беззаботные яркие картинки с индийской тематикой. Попробуем разобраться в сути.

Исконные традиции
Дивайн-арт сочетает в себе множество традиций и направлений.
Прежде всего, это традиции национальной росписи по тканям (цветочные орнаменты, арабески, изображения животных) и индийской книжной миниатюры.


Например, в работах «Танец павлинов», «Букет на синем фоне» можно почувствовать влияние росписи по тканям, если сравнить их с древними образцами: те же ритмы цветовых пятен, те же анималистические и растительные элементы – фигурки павлинов, буйная растительность.



А вот например, картина «Радость встречи» являет классическую иконографию сцены «Кришна и Радха»: Кришна и его возлюбленная на лоне природы.
Однако Манджулали решает эту тему в импрессионистическом ключе. И здесь мы уже видим другую традицию, проявившуюся в её творчестве. Импрессионизм по духу на удивление близок Дивайн-арту: тонкие вибрации реального мира в его постоянной изменчивости, выражаемые через цвет и свет, через впечатление «здесь и сейчас» в Дивайн-арте выходит на уровень вечности. И если в импрессионизме художники обращаются к сюжетам праздников, приятных времяпрепровождений, прогулок и отдыха, то чем Вриндаванские трансцендентные игры Кришны не сюжет для проявления мировой гармонии, основанной на божественной любви, необременённой бытом и печалью? Радость встречи Кришны и Радхи от их улыбок разливается на весь свет благодаря вибрирующим мазкам, превращая сцену в танцующий веселый хоровод, захватывающий облака, деревья, небо и землю. Здесь, как и в импрессионизме, колорит — основное средство выражения. Культ цвета в Дивайн-арте превращается в культ света.
 
Стилистика и элементы
Все работы Манджулали выполнены в стилистике примитивизма. Сознательное упрощение форм делает образ доступным каждому, непосредственно проявляет его смысл без «костылей реализма».
 
 
 
Например, в произведении «Весёлые слоны» запечатлённое тесное стадо слонов действительно представляет собой весёлое зрелище: яркие контрастные цвета их тел, словно анималистический букет, вторят таким же жизнерадостным цветам и деревья вокруг. И над всем этим элемент солнца — непременный атрибут всякого детского рисунка и смысловая точка композиции картин в стиле примитивизма.
Исследователи отмечают, что в Дивайн-арте присутствуют элементы экспрессионизма.
Действительно, духовное измерение, в котором находится образ, сам его смысл и эмоции, этим смыслом порождаемые, важны как для экспрессионизма, так и для работ Манджулали.



В картине «Таинственный остров» художница оставляет плоскостное изображение острова среди воды, полного прекрасной обильной растительности и большого цветущего дерева. И опять над всем этим – солнце. Такой райский лаконизм. А что ещё нужно для счастья?



Или произведение «Веточка жизни» являет интересный образ: яркая, почти волшебная веточка вдруг превращается в часть древа жизни. Заметьте, что цветы на ней похожи на непрописанные живописцем лица. Тем самым, веточка жизни есть маленькая модель человеческого бытия под названием «род».
 
Общее впечатление
В работах Манджулали всегда мажорный образ, полный цвета и радости. А как иначе? Когда духовный мир художника переполнен любовью к божественному, даже если это «божественное» имеет ярко выраженный национальный характер, эта любовь не может не отражаться в творчестве.
Дивайн-арт — это не столько проявление индивидуального таланта художника, сколько выражение через художника божественной гармонии, которую услышал автор и через свой талант нам преподнес. Ведь донести невыразимую суть вечного может только чистый душою человек.

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.