Семь художников осени

Просмотров: 1774
Елена Наследкова

Осень – это охапки желтых листьев, пора грусти и рефлексии над прожитым летом и потрясающая красота, которая вдохновляет живописцев каждый год. В своих работах они размышляют на тему вечности, раскачивая качели художественных идей и впечатлений: от ноток печали к гимну радости, от одиночества к умиротворению, от увядания к великолепию.

1. Владимир Алексеевич Шичков (г. Пучеж, Россия)

Полуабстрактная манера этого художника заставляет всматриваться в его произведения, искать взглядом узнаваемые формы и идентифицировать их. На примере его работ «Натюрморт» (2013) и «Парк» можно заметить, что осень - это, прежде всего, цвет. Яркий, теплый, иногда жесткий. Благодаря ему, «Натюрморт» читается именно как осенний натюрморт, а парк представлен явно в атмосфере сентября, когда краски еще такие же интенсивные, но среди холодных скульптур и одиноких уголков парка уже закрадываются оранжевые и желтые оттенки надвигающейся золотой поры. Кстати, натюрморт – один из излюбленных осенних жанров у живописцев. Ведь осень – это плоды. А плоды – суть олицетворение итогов сезона, года, а иногда и (всей) жизни.

  

2. Алексей Евгеньевич Шалаев (г. Москва, Россия)

Московские улочки призывают окунуться в городское пространство осенней столицы в работе «Малый Власьевский переулок». Осенью город особенно задумчив. Машины никуда не едут, люди тихи, а желтые и рыжие деревья стремятся прорваться сквозь архитектуру старого центра. «Осень – это уют», - как бы говорят городские уголки.


3. Георгий Алексеевич Кузнецов (г. Москва, Россия)

Прекрасный эмоциональный автор смог передать атмосферу осени через любимое место отдыха горожан – парк. Его «Осень в парке» (2003) подкупает своей лаконичностью и образностью: маленькие, но такие индивидуальные персонажи, птицы и огромные, уже сбросившие листву, деревья. Человек в этой осени – маленький, но не одинокий, скорее, оставшийся наедине с природой и пребывающий в тихом умиротворении осенней идиллии. Осень – этовремя уединения.


4. Олег Викторович Аверченков (г. Москва, Россия)

Цветовое великолепие осени часто дублируется у художников для усиления эффекта в своеобразном «зеркале» – водной глади в пейзаже. Это могут быть реки, озера, лужи и даже мокрый асфальт. В картине «Ноябрь. Покрова на Нерли» характерное осеннее голубое небо как бы удваивается изображением воды, делит пейзаж на два мира, где границей выступает переходное состояние природы. Фактурные широкие мазки мастихином, которые использует живописец, поддерживают это пограничное состояние. Они дробят пространство на множество кусочков, создавая некий эффект мятой фольги. Тем самым, осень – это зыбкое, переходное состояние, когда одно сменяется другим, и невозможно поймать и удержать изменяющуюся и ускользающую красоту.


5. Валентин Степанович Коротков (г. Москва, Россия)

Осень – это особый свет. Пропущенный через призму желтых, оранжевых, красных листьев, он трансформируется в волшебный поток остывающего тепла. Словно сама природа создает причудливый витраж, который с каждым днем безвозвратно тает. Картина «Золото осени» визуализирует этот удивительный момент: листва деревьев уподобляется золоту, которое художник композиционно помещает в некое защищенное пространство (темные силуэты стволов на переднем плане и теплый струящийся свет - на заднем). Словно золото – в клетке, красота под надежной защитой природы.


6. Налетова Ольга Валентиновна (г. Москва, Россия)

Сильнейшим средством раскрытия темы осени является пейзаж. Но ведь осень – это не только желтые деревья, тишина и ласковый свет. Это еще и особое настроение. В картине «Осенняя меланхолия» Ольга Налетова по-своему раскрывает эту тему с помощью коллажа красок и настроений: здесь и рыжеволосая женщина с разными глазами и с клеткой, а в ней птицей, и осенний пейзаж, и крупные опадающие листья, и смутные сомнения, и неясные чувства. Полный состав психологического коктейля под названием «Меланхолия», который мать-природа подает нам обычно осенью.


7. Ярославцев Валерий Алексеевич (г. Москва, Россия)

Еще одна интересная особенность в работах художников, когда осень трактуется как женщина. Будь то прямая персонификация золотого времени года или просто появление какого-либо персонажа в осеннем сюжете, зачастую, это именно женский образ. В работе В. Ярославцева «Девушка под зонтом» нотки осеннего настроения чувствуются благодаря нежному изображению утонченной дамы, томно прикрывшей веки и замечтавшейся под шум дождя. В ней есть и ностальгия по уходящему теплу, и цвет или даже свет осени через особое свечение ее зонтика, и уют. Зонт героини, словно колпак или абажур старой лампы, с которым она буквально сливается. Фигура девушки занимает половину холста, а вторая половина отдана дождю. Он – тот герой, с которым она ведет немой осенний диалог.


Осень у художников бывает разной. К кому-то она приходит в полной торжественной красе, а кого-то погружает в глубокое меланхоличное раздумье. Несомненно, одно: эта пора года есть метафора человеческого бытия. Не зря поется в песне из популярного кинофильма: «Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить». Осень заставляет нас подводить итоги, и в такие моменты человек переосмысливает многое.

А какими осенними дарами порадовала вас природа (да и сама жизнь!) в этом году?