Романтический мираж И. П. Миргорода

Просмотров: 2979
Екатерина Желейко

Картины И. П. Миргорода ярки и солнечны настолько, что в ассоциативном ряду неизменно возникает понятие «мираж» как желаемый объект, воплощенный в мечтах и мыслях. Ведь сейчас мы дома в Москве, Петербурге, Екатеринбурге или Красноярске, перед монитором компьютера, смотрим на картины Миргорода на сайте Rilmark.ru, а там из ярких красочных мазков складывается «Барселона в отражениях», подобно желанному миражу.

 

 

Миргород Игорь Петрович (1967 – 2012 г) – российский художник, член творческого союза художников России. Его произведения находятся в частных коллекциях в Германии, Франции, Австрии, Италии, Норвегии, Швеции, Индии, Израиля, США, Японии,  Польши и Македонии.

Романтическое путешествие

Произведения Игоря Петровича – это кадры путешествий: Крым, Италия, Прага, Венеция, Кавказ. Основной жанр в творчестве художника – пейзаж. Немалую долю также представляют натюрморты. В основном, это картины с цветами — разными, но непременно красочными, яркими и сочными.

Картины, будто кадры фотопленки, складываются в карту путешественника, где интересные места помечены снимками-флажками. Каждое произведение – есть впечатление от отдельного места. 

«Последний луч. Скалы Алупки»  

«Последний луч. Скалы Алупки»

«Площадь Сан-Марко в Венеции» 

          «Площадь Сан-Марко в Венеции»                              «Летний полдень. Старая Ялта»     

Интересно, что это путешествие не показывается как процесс. В произведениях нет ни чемоданов, ни поездов, ни плывущих катеров с пассажирами. Никто никуда не путешествует, но мы уже находимся в ином месте, застаем себя в созерцании пейзажа так, как будто бы он за окном.

Особенный импрессионизм

Слово «впечатление» здесь пришлось к месту не случайно, ведь это существительное определяет направление в искусстве — импрессионизм. Именно картина французского художника Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 года стала первым официально импрессионистическим произведением.

Какие особенности традиционной импрессионистической живописи присущи картинам И. П. Миргорода? Во-первых, «кадровость» изображения — крутые ракурсы (виды из-за кустов, с горы, с лестницы), обрезанные предметы в кадре. Во-вторых, сама техника живописи — экспрессивный мазок, который определяет неоднородность цвета предмета. Здесь нет просто коричневой дорожки или зеленого листа — один цвет сложен из всего спектра и цветной предмет впитывает в себя блики и рефлексы всего окружения. Мазки в картинах художника живые, они играют с восприятием человека, рисуя картину прямо в его голове. Зеленые, желтые, оранжевые и коричневые мазки собираются, подобно пазлу, в изображения деревьев. Такой многоцветный мазок лепит форму фонтанов, воды, неба, скал и цветов.

Возникает резонный вопрос – что же особенного в живописи Миргорода? Или его картины – просто повторение опыта прошлого в новых темах, размножение «одинаковых» картин до бесконечности в геометрической прогрессии?

Обращаясь к произведениям автора, мы видим, что в них гипертрофирована роль солнца. Наполнен солнцем даже вечерний день и думается, это не от того, что в палитре художника нет коричневой, темно-синей и черной краски. Причина, видимо, иная.

В картинах Игоря Петровича неизменно теплый колорит, пронизанный солнцем, ярким, которое слепит и «засвечивает» кадр. Часто это полуденное солнце, не дающее тени. Теней в картинах мы не наблюдаем практически нигде, исключение – редкая тень от деревьев, которая еще больше подчеркивает ее дефицит. Многоцветие и дробность мазка в сочетании с яркостью колорита создают эффект картины-миража, ослепительного изображения, которое рисует солнце.

«Испания.Жирона.Цветущий миндаль» «Каталония.Предчувствие морских путешествий»

«Испания.Жирона.Цветущий миндаль»                                       «Каталония. Предчувствие морских путешествий» 

Каждый момент – вечность

Особенность цвета в картинах Миргорода крайне важна и фигурирует и в названиях картин, например произведения 

«Розовый закат. Крымские скалы», «Белые скалы».

«Розовый закат. Крымские скалы»

«Розовый закат. Крымские скалы»

Цвет, проявленный солнечным светом, — это персонаж картин, он — главное действующее лицо. Именно благодаря преломлению лучей солнечного света мы видим цвет, который и показывает нам определенный предмет таким, какой он есть в данный момент времени, отражая особенность его внутреннего наполнения. Любой предмет на картине (образно) — скала, парк, аллея — каждую секунду времени разный, уникальный. Таким как сейчас предмет не будет уже никогда — ни через сутки, ни через неделю, ни через год, мастер закрепляет эту тотальную изменчивость в красках, делает ее явленной нам, переводит момент в состояние вечности.

Здесь крайне важна идейная подоплека картин — любой момент времени достроен созерцания и в каждом изображенном предмете есть нечто важное и вечное. Как правило, предметом изучения для художника становится природа – парк, скалы, море, а также памятники архитектуры в разное время суток и в разном состоянии стихии —  в дождь, при ветре.

Безлюдность как созерцательность

Особенность произведений Миргорода можно считать и отсутствие людей на картинах. Если они и появляются, то крайне редко и полностью растворены и расплавлены в природном окружении. Это усиливает ощущение томного полудня, когда каждый укрылся в тени и наблюдает, прикрыв глаза, за яркостью природных красок. Человек здесь — наблюдатель, созерцательно настроенный к природе, он растворен в окружающем мире.

Каждая из картин Миргорода И.П. – кусочек огромной мозаики, частичка большого изменчивого манящего мира-миража, за которым человек наблюдает, томимый теплым ласкающим солнечным светом.