Острая любовь к цветам

Просмотров: 3551
Елена Наследкова

Цветы в произведениях – что может быть понятнее, декоративнее и скучнее? Но если копнуть глубже, то окажется, что цветы как представители его высочества Цвета могут играть разные роли в живописных картинах: от нежных собеседников до молчаливых охранников. В творчестве Елены Острой эта запредельная любовь к цветам/цвету ярко выплескивается на холсты.

 Елена Геннадьевна Острая родилась в 1964 году. Закончила КГУКиИ (КГАКиИ), Театральный институт. Член Союза Художников России и Республики Татарстан. Участница региональных, зональных выставок. Также в 2003 году в Москве у художницы состоялась персональная выставка под названием «В объятьях живописи». Живет и работает в Казани.

Работы находятся в частных коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Татарстане, Казахстане, Швейцарии, Сербии, Хорватии, Черногории, Украине, США.

Работы этой художницы весьма разнообразны. Автор успешно пробует себя во многих жанрах: от реализма до абстракции. И везде, в каждой работе – яркие цветовые сочетания. Е. Острая – прекрасный колорист. Каждый цвет для нее равнозначен смысловому действию в картине. Возможно, поэтому самым частым мотивом в творчестве художницы являются именно цветы. Они словно само воплощение цвета, его природная концентрация. Цветочные натюрморты в изобилии присутствуют в ее творчестве. Например, такие работы как "День вишни" (2012), "Луговое разнотравье"(2014), "Букет розовых пионов" (2014), "Последний день лета"(2014). 

                  

                 "День Вишни" Елена Острая                            "Луговое разнотравье" Елена Острая

                  

                 "Букет розовых пионов" Елена Острая         "Последний день лета" Елена Острая

Притом цвет этих цветов (уж простите за тавтологию) всегда эмоционален. В картине "Дикие маки" (2014) характер растений передается через резкие очертания и агрессивный красный цвет в сочетании с черной сердцевиной. 


"Дикие маки" Елена Острая

Или же нежный букет в произведении "Незабудки" (2014) открывает трепетность образа через мелкие, вибрирующие голубые мазки. 

  

"Незабудки" Елена Острая

А шикарный "Тайно собранный букет" (2014) демонстрирует полевые цветы как некое красочное сокровище, вбирающее в себя все цвета радуги.

 

 "Тайно собранный букет" Елена Острая

"Цветущее состояние" читается не только в ее многочисленных натюрмортах, но и в пейзажах, и в жанровых работах, и даже в абстракциях. Например, в таких пейзажах как "Сирень у дома" (2012),  "Черемуха над рекой" (2012), "На берегу Свияжска" (2012).

  

"Сирень у дома" Елена Острая                         "Черемуха над рекой" Елена Острая

"На берегу Свияжска" Елена Острая

"Улица Кремлевкая. Казань" (2012) на первом плане непременно помещается «цветущий» элемент: будь то куст, поляна с цветами или же просто крупная ветка с мелкими цветочками. Такие ходы от автора вовсе не случайны. Ее тяготение к цветам (во всех смыслах!) визуализируется буквально прямо пред зрителем, и именно через цветы она позволяет нам умозрительно пройти в ее произведение дальше.

"Улица Кремлевская. Казань" Елена Острая

А вот интересные жанровые композиции представляют для нас героев опять же в диалоге с персонажем цветов. "Письмо" (2013): огромный букет пионов на первом плане создает дачное настроение и в тоже время раскрываетнеоднозначный характер героини. 

"Письмо" Елена Острая

"Медовый спас в Свияжске" (2014): букет полевых цветов здесь играет оградительную роль. Несмотря на то, что героиня раскрыта перед зрителем (обнаженные загорелые плечи, атмосфера наступающего вечера, располагающий фонарь на стене), букет переводит наше внимание к натюрморту на столе и, с другой стороны, как бы прикрывает героиню от лишних взглядов.

"Медовый Спас в Свияжске" Елена Острая

"Девочка и поле" (2013): : залитый солнцем луг, девочка с капризным выражением лица, прикрывающаяся от ярких лучей, и цветы, цветы, цветы – все тонет в этом море зноя русского лета.

  

"Девочка поле" Елена Острая

Ну, и наконец, философские абстрактные работы Е. Острой, на первый взгляд, очень неожиданно появляющиеся среди этого импрессионистического настроения. Однако выход в абстрактные образы в творчестве этого мастера вполне закономерен. Реалистичные цветы дают многое сказать, но язык цвета и пятна, минуя конкретику узнаваемости, воздействует сразу на наше подсознание, заставляя визуальное мышление работать усиленно. Эти работы построены на цветовых сочетаниях, отсылающих к цветовым ассоциациям. Например, "Тактика пантеры" (2012) - контрасты черного и оранжевого в изящных, но резких изгибах.

 

"Тактика пантеры" Елена Острая

 Или, например, "О смысле жизни. Последний день цветения сакуры" (2012): цветовой строй картины визуализирует атмосферу чего-то сладостного, но преходящего: густые локальные пятна вишневого цвета и мелкие белые мазки на их фоне.

"О смысле жизни. Последний день цветения сакуры" Елена Острая

На некие впечатления от жизни наталкивают такие работы как "И это взрослая жизнь, мама?" (2012), "Легенда" (2012), "Мелкие шалости" (2012).

  

"И это взрослая жизнь, мама?" Елена Острая          "Легенда" Елена Острая

 

"Мелкие шалости" Елена Острая

Елена Острая, с одной стороны, пошла по известному пути художника-натуралиста, погрузилась в мир нежных, преходящих и прекрасных растений, так горячо любимых всеми женщинами, символизирующими саму природу и красоту. Но с другой - она впитала в себя саму идею расцветания прекрасного, многократно пропустила через себя и, вероятно, как художник извлекла для себя из этого процесса нечто большее, чем просто ряд полотен, гармонично вписывающихся в интерьер. Она показала нам суть мгновенной красоты, природной и гармоничной, выраженной в своей любимой теме – россыпи цветов.