Тающая реальность

Просмотров: 3144
Елена Наследкова

Творчество художника Юрия Петренко

Нежность и хрупкая утонченная атмосфера – вот главные характеристики, приходящие на ум при рассмотрении импрессионистических по духу картин Ю. В. Петренко. Как это сделано?! Образ возникает и тут же растворяется, тает на глазах у изумленного зрителя. И цвет! Невероятно красивый яркий цвет интеллигентно сопровождает нас на протяжении всего общения с работами этого художника. Его пейзажи, натюрморты, фигурные композиции пребывают в пограничном состоянии, где-то между реалистичной и абстрактной живописью. И это неуловимое качество завораживает…

 

Юрий Владимирович Петренко родился в 1962 году в Сочи, основам живописного мастерства учился в Крымском художественном училище. Профессионально занимается живописью около 20 лет, его работы находятся в частных коллекциях во многих странах мира. Живет и работает в Киеве.

Весьма впечатляют места проведения и статусы выставок, в которых художник не просто участвовал, а получал гран-при и награды за достижения в живописи – он выставлялся на международных выставках во Франции, Монако, Германии, Дании, Венгрии, Словении. В странах Центральной и Восточной Европы работы мастера особо востребованы. Они современны, свежи и позитивны, при всем этом за ними чувствуется и классическая живописная школа, и мастерское владение техникой.

В чем же секрет очарования и необычайного притяжения работ Ю. В. Петренко? Чем таким цепляет зрительское сердце этот мастер? Проведем небольшое расследование.

Итак…Наблюдение №1: у объектов отсутствуют контуры, цвет перетекает из объекта в объект.

Работы Ю. В. Петренко импрессионистичны. Объект живописания формируется, прежде всего, цветовым пятном, даже набором цветовых пятен. Особенно это проявляется в пейзажах. Будто на большой палитре из смешанной краски вдруг проявляются парусники, берег и пальмы, архитектурные сооружения. Автор смело накладывает разные цветовые пятна на один объект, растушевывает контуры, использует подтеки, капли и процарапывание слоя краски.

Ю.В. Петренко

«Пейзаж» (2009)

Ю.В. Петренко

«Море, старый город» (2011)

 

Такая свободная и умелая работа с художественным материалом позволяет мастеру воплощать южные образы во всем их обаянии.

Цвет моря меняется в зависимости от настроения картины: от нежно-голубого до оранжево-коричневого, от фиолетового до розового. Притом море может вбирать в себя все эти цвета одновременно. Та же история и с небом, и с архитектурой, и с парусниками.

В сущности, традиции импрессионизма (индивидуальная передача впечатлений) в творчестве Ю.В. Петренко актуализируются благодаря и самим объектам живописания. Автор работает с образами моря, лодок и парусников, театральных (арлекин) или одухотворенных персонажей (ангелы, девочки), легкими натюрмортами (кофе, подсолнухи, вишни) и, наконец, с обнаженной натурой. Все это ассоциируется с некой свободой, непринужденностью, изяществом. Одним словом, праздник. А праздник предполагает впечатление…

Так, в чудесной работе «Вечер» (2008) розовый цвет свободно распространяется на воду, дома, лодки. К нему в поддержку также легко подключается желтое пятно. Розовые и желтые маски на голубом вместе образуют неповторимое цветовое очарование. Цвет гуляет по объектам и объединяет все в единое целое, силуэты домов выдают себя лишь наличием разных цветовых фактур и обозначенных окон.

«Вечер» 2008

«Вечер» (2008)

 

Белые лодки на воде вносят праздничное настроение в эту атмосферу. Тем самым, образ вечера в этом, казалось бы, незатейливом пейзаже обретает особое прочтение: нежные цвета, романтичные лодки и безмятежная вода. Вечер как ежедневное торжество.

Наблюдение №2: искажение пропорций.

В натюрмортах, портретах и фигурных композициях автор намеренно вытягивает пропорции, увеличивает головы, уменьшает руки, делает вазы, чашки и фрукты намеренно изломанными или похожими на детский рисунок. Например, в произведениях «На красном диване» (2007), «Красные туфельки» (2008), «Ангел» (2007) все персонажи обретают характерные стилизованные большие головы на тонкой длинной шее и вытянутое тело. Голова с задумчивыми, далеко расставленными глазами здесь подчеркивает визуальный приоритет: главное – это мысль героя, воплощенная и сконцентрированная в его взгляде. Голова буквально – ядро композиции.

Ангел 2007 Петренко

«Ангел» (2007)

 

В произведениях «Натюрморт с бутылками» (2010), «Натюрморт с инжиром» (2006), «Утренний кофе» (2007) изломанность и «неправильность» очертаний придают предметам еще большую привлекательность и очарование. 

«Утренний кофе» (2007)

«Утренний кофе» (2007)

Наблюдение №3: использование традиций фовизма.

Так в работах под общим названием «Ню» от 2009 и 2010 при ярком колорите происходит распространение цвета на обнаженную модель. Она органично принимает на свою плоть розовый, зеленый, оранжевый, голубой и другие «ненатуральные» цвета. В то же время, обобщенная трактовка всего женского образа вполне допускает сопоставление контрастных цветовых плоскостей. В таком ключе модель для художника предстает в качестве некой палитры, на которой автор буквально смешивает краски, черпая вдохновение из прекрасной обнаженной женской натуры.

Ню Петренко Ню Петренко

 

Наблюдение №4: всё во всем.

Море сливается с небом, архитектура с окружающей средой, модель с атмосферой, предмет с воздухом… Выше уже говорилось о технике Ю.В. Петренко, благодаря которой контуры в картинах теряются совсем. Тем самым, образ проявляется из фона наружу и снова сливается с ним, подчеркивая свою причастность к окружающей среде. И здесь вдруг пред нами возникает идея сосуществования всего во всем мире.

Взаимосвязанность бытия проявляется и в деталях, и в общей композиции. Так, в произведении «Бухта» (2010)  мы видим многосложный цвет, который формирует бухту с парусниками. Море, земля, небо, парусники существуют в единой связи.

Творчество художника Юрия Петренко

 

И эта мысль не может не подкупать зрительское сердце. Ведь как приятно в наше неспокойное время видеть современную живописную работу, где нежный морской пейзаж ненавязчиво говорит: «Успокойся. Посмотри, как мудр и прекрасен мир, как он вбирает в себя всё и это всё тихо, мирно и мощно существует друг с другом. Так было и так будет всегда».

Ясно, чем именно «цепляет» мастер. Это, прежде всего, свобода! Свобода цвета, техники, образа. И качество этой свободы удивительно праздничное и изящное. Сейчас Ю.В. Петренко актуален благодаря этой осмотрительной свободе. Это тонкая грань. Пожелаем автору ее сохранить и всегда блюсти, чтобы, не дай Бог, не перейти от свободы и праздника к вседозволенности и праздности.