To English

Тающая реальность

Просмотров: 4571
Елена Наследкова
Творчество художника Юрия Петренко. Его пейзажи, натюрморты, фигурные композиции пребывают в пограничном состоянии, где-то между реалистичной и абстрактной живописью. И это неуловимое качество завораживает…
Творчество художника Юрия Петренко
Нежность и хрупкая утончённая атмосфера – вот главные характеристики, приходящие на ум при рассмотрении импрессионистических по духу картин Ю. В. Петренко. Как это сделано? Образ возникает и тут же растворяется, тает на глазах у изумленного зрителя. И цвет! Невероятно красивый яркий цвет интеллигентно сопровождает нас на протяжении всего общения с работами этого художника. Его пейзажи, натюрморты, фигурные композиции пребывают в пограничном состоянии, где-то между реалистичной и абстрактной живописью. И это неуловимое качество завораживает…
 
 
Юрий Владимирович Петренко родился в 1962 году в Сочи, основам живописного мастерства учился в Крымском художественном училище. Профессионально занимается живописью около 20-ти лет, его работы находятся в частных коллекциях во многих странах мира. Живет и работает в Киеве.
Весьма впечатляют места проведения и статусы выставок, в которых художник не просто участвовал, а получал гран-при и награды за достижения в живописи – он выставлялся на международных выставках во Франции, Монако, Германии, Дании, Венгрии, Словении. В странах Центральной и Восточной Европы работы мастера особо востребованы. Они современны, свежи и позитивны, при всём этом за ними чувствуется и классическая живописная школа, и мастерское владение техникой.
В чем же секрет очарования и необычайного притяжения работ Ю. В. Петренко? Чем таким цепляет зрительское сердце этот мастер? Проведем небольшое расследование.
 
Итак…Наблюдение №1: у объектов отсутствуют контуры, цвет перетекает из объекта в объект
 
Работы Ю. В. Петренко импрессионистичны. Объект живописания формируется, прежде всего, цветовым пятном, даже набором цветовых пятен. Особенно это проявляется в пейзажах. Будто на большой палитре из смешанной краски вдруг проявляются парусники, берег и пальмы, архитектурные сооружения. Автор смело накладывает разные цветовые пятна на один объект, растушевывает контуры, использует подтеки, капли и процарапывание слоя краски.
 

«Пейзаж» (2009)

«Море, старый город» (2011)
 
Такая свободная и умелая работа с художественным материалом позволяет мастеру воплощать южные образы во всём их обаянии.
Цвет моря меняется в зависимости от настроения картины: от нежно-голубого до оранжево-коричневого, от фиолетового до розового. Притом море может вбирать в себя все эти цвета одновременно. Та же история и с небом, и с архитектурой, и с парусниками.
В сущности, традиции импрессионизма (индивидуальная передача впечатлений) в творчестве Ю. В. Петренко актуализируются благодаря и самим объектам живописания. Автор работает с образами моря, лодок и парусников, театральных (арлекин) или одухотворенных персонажей (ангелы, девочки), легкими натюрмортами (кофе, подсолнухи, вишни) и, наконец, с обнажённой натурой. Все это ассоциируется с некой свободой, непринуждённостью, изяществом. Одним словом, праздник. А праздник предполагает впечатление…
Так, в чудесной работе «Вечер» (2008) розовый цвет свободно распространяется на воду, дома, лодки. К нему в поддержку также легко подключается жёлтое пятно. Розовые и жёлтые мазки на голубом вместе образуют неповторимое цветовое очарование. Цвет гуляет по объектам и объединяет всё в единое целое, силуэты домов выдают себя лишь наличием разных цветовых фактур и обозначенных окон.
 

«Вечер» (2008)
 
Белые лодки на воде вносят праздничное настроение в эту атмосферу. Тем самым, образ вечера в этом, казалось бы, незатейливом пейзаже обретает особое прочтение: нежные цвета, романтичные лодки и безмятежная вода. Вечер как ежедневное торжество.
 
Наблюдение №2: искажение пропорций
 
В натюрмортах, портретах и фигурных композициях автор намеренно вытягивает пропорции, увеличивает головы, уменьшает руки, делает вазы, чашки и фрукты намеренно изломанными или похожими на детский рисунок. Например, в произведениях «На красном диване» (2007), «Красные туфельки» (2008), «Ангел» (2007) все персонажи обретают характерные стилизованные большие головы на тонкой длинной шее и вытянутое тело. Голова с задумчивыми, далеко расставленными глазами здесь подчёркивает визуальный приоритет: главное – это мысль героя, воплощённая и сконцентрированная в его взгляде. Голова буквально – ядро композиции.
 

«Ангел» (2007)
 
В произведениях «Натюрморт с бутылками» (2010), «Натюрморт с инжиром» (2006), «Утренний кофе» (2007) изломанность и «неправильность» очертаний придают предметам ещё большую привлекательность и очарование.
 

«Утренний кофе» (2007)
Наблюдение №3: использование традиций фовизма
 
Так в работах под общим названием «Ню» от 2009 и 2010 при ярком колорите происходит распространение цвета на обнажённую модель. Она органично принимает на свою плоть розовый, зелёный, оранжевый, голубой и другие «ненатуральные» цвета. В то же время, обобщённая трактовка всего женского образа вполне допускает сопоставление контрастных цветовых плоскостей. В таком ключе модель для художника предстаёт в качестве некой палитры, на которой автор буквально смешивает краски, черпая вдохновение из прекрасной обнажённой женской натуры.
 
 
 
Наблюдение №4: всё во всем
Море сливается с небом, архитектура с окружающей средой, модель с атмосферой, предмет с воздухом… Выше уже говорилось о технике Ю. В. Петренко, благодаря которой контуры в картинах теряются совсем. Тем самым, образ проявляется из фона наружу и снова сливается с ним, подчёркивая свою причастность к окружающей среде. И здесь вдруг перед нами возникает идея сосуществования всего во всём мире.
Взаимосвязанность бытия проявляется и в деталях, и в общей композиции. Так, в произведении «Бухта» (2010)  мы видим многосложный цвет, который формирует бухту с парусниками. Море, земля, небо, парусники существуют в единой связи.
 

 
И эта мысль не может не подкупать зрительское сердце. Ведь как приятно в наше неспокойное время видеть современную живописную работу, где нежный морской пейзаж ненавязчиво говорит: «Успокойся. Посмотри, как мудр и прекрасен мир, как он вбирает в себя всё и это всё тихо, мирно и мощно существует друг с другом. Так было и так будет всегда».
Ясно, чем именно «цепляет» мастер. Это, прежде всего, свобода! Свобода цвета, техники, образа. И качество этой свободы удивительно праздничное и изящное. Сейчас Ю. В. Петренко актуален благодаря этой осмотрительной свободе. Это тонкая грань. Пожелаем автору её сохранить и всегда блюсти, чтобы, не дай Бог, не перейти от свободы и праздника к вседозволенности и праздности.

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.