To English

Суровая сибирская графика Сальникова

Просмотров: 3887
Елена Наследкова
Современной молодёжи, выросшей в «лихие» 90-е и «сытые» 2000-е, искусство советского периода кажется иногда чем-то давно ушедшим, слишком идеологическим и вообще «попахивающим нафталином». Но сегодня, когда вновь актуализируются патриотические темы, нужные не только государству, но и, наверное, нам самим, утратившим прошлое, с опаской живущим в настоящем и невидящим будущего, искусство тех лет выглядит уже по-другому.
Современной молодёжи, выросшей в «лихие» 90-е и «сытые» 2000-е, искусство советского периода кажется иногда чем-то давно ушедшим, слишком идеологическим и вообще «попахивающим нафталином». Но сегодня, когда вновь актуализируются патриотические темы, нужные не только государству, но и, наверное, нам самим, утратившим прошлое, с опаской живущим в настоящем и невидящим будущего, искусство тех лет выглядит уже по-другому.
 
Николай Сергеевич Сальников (1924-1982) родился на Кубани. Принадлежал к поколению художников-фронтовиков, прошедших горнило Великой Отечественной войны. После Победы приехал в Сибирь и остался здесь навсегда. Начинал Н. С. Сальников в 50-х годах, учился в Красноярской художественной школе им. В. И. Сурикова (1957-1959), а к 1963 году уже вступил в Союз художников СССР и стал участником краевых, республиканских и международных выставок (Куба, Франция, Италия). В искусство 60-70-х годов Николай Сергеевич вступает уже зрелым, сформировавшимся мастером. Его взлёт как художника стремителен: в 1968 году он был удостоен бронзовой медали ЮНЕСКО на международной художественной выставке в Италии за цветную линогравюру «Сибирские поля», тем самым получив мировое признание.
 

Этот сдержанный пейзаж являет собой основные мотивы творчества Н. С. Сальникова. Попробуем подступиться к его монолитным образам поближе.

Мужицкая силушка
Все работы Николая Сергеевича – это одно большое восхищение Сибирью и безграничная любовь к ней. Тема освоения Сибири, востребованная в 1960-1970, воплотилась у мастера через образ современника-человека труда, который овладевал этой самой Сибирью. Все ключевые персонажи его листов – это герои труда: речники, геологи, сплавщики, монтажники, лесорубы, гидростроители. Мощные ребята, которым всё по плечу, настоящие мужики.
В произведениях «За круглым столом» и «Жажда» сила героев показана через приём крупного плана. Автор вплотную подходит к персонажам, концентрирует на них внимание, укрупняет пропорции фигур. Смысловым центром каждой его выверенной и отточенной композиции является человек труда – некий силовой импульс. От него начинает разворачиваться действие в композиции.

   
Сальников Н. С. «За круглым столом»                             Сальников Н. С. «Жажда»
 
Он, буквально, есть точка, излучающая энергию в виде расходящихся кругов (офорт «Кабельщики»), или линий (цветная линогравюра «Здесь будет Хантайская ГЭС»), или вектор, задающий начало движения в произведении «Казачинский порог».

  
 Сальников Н. «КАбельщики»          Сальников Н. С. «Здесь будет Хантайская ГЭС»


Сальников Н. С. «Казачинский порог»

Сальников прекрасно отбирает средства для воплощения образов своего времени: это и ясные цветовые пятна, и лаконичные линии. Например, в работе «Зябь» чередование светлых и тёмных участков в произведении задаёт ритм, где сюжетно чередуются убранные поля с просеками, а композиционно рождается чувство неустойчивости, ряби в пространстве, которая свидетельствует о каком-то переходном состоянии изображаемого. Группа работников симметрична колонне тракторов и, тем самым, человек уподобляется мощной машине, которая способна изменять лик природы.


Сальников Н. С. «Зябь»

Или, например, уютная по своей атмосфере цветная линогравюра «Затонский причал» (1978) являет нам прекрасное соотношение вертикалей и горизонталей, которые уравновешивает собой персонаж снега, заметающего маленький причал. И на фоне всего этого фигуры двух людей, спокойно ведущих беседу о чем-то на причале. Их не смущает снегопад, застилающий глаза, они привыкли к капризам природы.


Сальников Н. С. «Затонский причал»
 
Это речники, знающие своё дело. Кстати, на эту же тему работа я «Зимний день» (темпера). Посмотрите, как ненавязчиво автор указывает нам на силу и профессионализм речников через соотношение трёх человеческих фигур и трёх кораблей на зимнем приколе в Затоне. Буквально через спины людей чувствуется их стремление к кораблям, которые тоже, как и люди, стоят без дела и ждут весны, чтобы снова включится в дело и жизнь.

  
Сальников Н. С. «Зимний день»
 
Мы – сибиряки
Ещё одна мощная ипостась человека труда и мужества – это тема Севера. В работе «Каюр» (линогравюра) погонщик оленей предстает в своей естественной среде. Он – профессионал своего дела, буквально срастается со своими оленями, встает в один ряд с ними, уподобляется им своими одеждами. Сам становится подобным этим сильным и выносливым животным, но всё же, находится выше них. Он тот, кто сумел обуздать природу и живёт с ней в согласии.


Сальников Н. С. «Каюр»
 
А вот очень символичная работа «Край земли» (темпера), где пространство земли «оканчивается» опять же человеком (чумы и лодки на берегу).


Сальников Н. С. «Край земли»
 
Или же воодушевляющий лист «К оленеводам», который показывает нам высокую линию горизонта, много тундровой земли, тяжёлую поступь оленя и радостную реакцию собаки, учуявшей где-то впереди людей, к которым стремится путник, её хозяин.


Сальников Н. С. «К оленеводам»
 
Красивая по цветовым соотношениям работа «Лёд прошёл» являет человека как часть могучей природы: лодки с людьми выполнены в единой стилистике с острыми северными льдами, хотя и цветово выделяются на белом фоне.


Сальников Н. С. «Лёд прошёл»
 
Самое удивительное, что все эти мощные герои, всё это великолепие Сибири в произведениях Сальникова проникнуты романтикой и верой в то, что в таких простых трудовых буднях и сокрыто истинное человеческое предназначение. Чистая лирика в работе «Белая ночь» (темпера) свободно граничит с конкретными указателями на освоенную природу: столб ЛЭП органично дает вертикальную ось изображению, и домик свидетельствует о том, что там, за горой есть устроенное поселение, есть трудящиеся люди. Но все это в буквальном смысле отходит на второй план, когда есть прекрасная белая ночь, чистое небо, необъятность северной природы и двое.


Сальников Н. С. «Белая ночь»
 
Сила и романтика. Именно поэтому нам, сибирякам, так дорого наследие этого замечательного художника, прославляющего силу духа и крепкое здоровье, гордость за свой край и патриотизм человека, взращённого в суровом климате и потому неиспорченного и наполненного душевным теплом.
Кстати, в 2014 году Красноярский край отметил свое 80-летие, сегодня он готовится к Универсиаде 2019 года. И тема большой и сильной Сибири вновь актуальна. Конечно, мы живём в иное время, но то, как преподносил этот край замечательный график Н. С. Сальников, то, как он верил в Сибирь и в людей труда, заслуживает нашего пристальнейшего внимания, если мы хотим увидеть её такой же и в наши дни и продемонстрировать это всему миру.

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.