Аксёнов Юрий Алексеевич график-станковист, книжный график, живописец
Основные даты жизни и творчества
1950 - родился 14 февраля в г. Тюмень в семье служащих 1967 - окончил СШ №27 г. Тюмень 1965-1968 - учился в художественной студии при управлении культуры облисполкома г. Тюмень 1968-1969 - работал художником-оформителем в Институте нефтегазовой промышленности в Тюмени 1969-1971 - два курса учился в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной на отделении проектирования выставок и рекламы 1971-1977 - работал художником-оформителем в Тюменском отделении Художественного фонда РСФСР 1971 - начало выставочной деятельности 1972 - член молодёжного объединения Тюменской организации Союза художников РСФСР 1973 - женился на Лидии Михайловне Аксёновой, урождённой Фёдоровой, родился сын Алексей 1977 - приехал во Владивосток на постоянное жительство 1977-1992 - работал художником-оформителем в Приморском отделении Художественного фонда РСФСР, специализировался на проектировании и эскизах интерьеров, чеканке, монументальной росписи, станковой графике 1986 - родилась дочь Ольга С 1990 - работа в Дальневосточном книжном издательстве и в издательстве ДВГУ С 1992 - сотрудничество с Приморской организацией Союза писателей России: оформление книг приморских авторов С 1995член Приморского отделения ВТОО « Союз художников России»
Награды
2013 - Премия мэрии Владивостока победителю творческой выставки-конкурса «Мой город у моря», посвящённого Дню города, в номинации «Изобразительное искусство»
Выставки
1971-1976 - участие в областных художественных выставках, Тюмень С 1977 - участие в краевых художественных выставках, Владивосток 1978 - всесоюзная выставка «Страна родная», Минск «40 лет Приморскому отделению СХ РСФСР», Владивосток 1979 - всесоюзная выставка «Голубые дороги Родины», Москва, Ленинград 1980 - VI республиканская выставка «Советская Россия», Москва 1980 - V зональная выставка «Советский Дальний Восток», Чита 1985 - VI зональная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток 1990 - VII зональная выставка «Советский Дальний Восток», Якутск 1995 - «Художники Владивостока», США, Сан-Франциско; международная выставка, посвящённая «Дню земли», Владивосток 1999 - «Детский портрет», Владивосток, галерея современного искусства «Артэтаж» 2001 - «Дар добрых сердец», выставка к 35-летию Приморской государственной картинной галереи, Владивосток 2005 - III Владивостокская биеннале визуальных искусств, Владивосток, ПГОМ им. В.К. Арсеньева 2007 - II выставка графики памяти А. Камалова, Владивосток, Приморская государственная картинная галерея «Русская мандала», Владивосток, галерея РОRТМАY «Звезда рождества», Владивосток, галерея РОRТМАY 2008 - X региональная выставка «Дальний Восток», Хабаровск 2008 - «Город, называемый Урадзино: история Владивостока глазами Японцев», Художественный музей г. Ниигата, Япония 2009 - «В поисках изумрудов», Владивосток, галерея РОRТМАY 2009 - «Современная живопись России – художники Владивостока», Художественный музей, г. Пуссан, Южная Корея 2010 - «Владивостоку - 150 лет», краевая юбилейная выставка Владивосток, Дом художника «65 лет победы в Великой Отечественной войне», Владивосток, Дом художника «Графика Владивостока», Владивосток, Дом художника «Миллионка вчера, сегодня, всегда», Владивосток, Дом художника «Зимний сад», Владивосток, галерея РОRТМАY 2011 - выставка эротического искусства, Владивосток, галерея РОRТМАY «Снежная бабочка», Владивосток, галерея РОRТМАY «Художники флоту», всероссийская выставка, Владивосток, галерея «Артэтаж-ДВГТУ» 2012 - «Книжная графика Приморского края», Владивосток, ПГОМ им. В.К. Арсеньева «Русские народные галлюцинации», Владивосток, галерея РОRТМАY 2013 - «75 лет Приморскому отделению Союза художников России», Владивосток, Дом художника XI региональная выставка «Дальний Восток», Комсомольск-на-Амуре Краевая «Рождественская выставка», Владивосток, Дом художника 2014 - Краевая художественная выставка «Художники Приморья»
Персональные выставки
1995 - Дом радио, Владивосток 2003 - Артклуб «Премьера», Владивосток 2015 - Дом художника, Владивосток
Произведения находятся
в Приморской государственной картинной галерее, в галерее «Артэтаж - ДВГТУ», Владивосток, в частных коллекциях в России, США, Японии, Китая, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии.
Город Тюмень ассоциируется с первыми поселениями русских в Сибири, с привольными реками, связавшими Сибирь с Дальним Востоком и Крайним Севером, наконец, с именем Дмитрия Менделеева, который помимо того, что создал знаменитую таблицу химических элементов, стоял у истоков нефтяного дела в России. Это место, напитанное особой энергией, стало местом рождения одаренного приморского художника – живописца и графика Юрия Алексеевича Аксенова. Он родился 14 февраля 1950 года в Тюмени. Там сложился его первый художественный опыт, который позволили ему поступить в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. Три года Юрий занимался в изостудии при управлении культуры облисполкома г. Тюмень. В 1972 году, вернувшись из Ленинграда в родной город после Мухинского училища, стал членом молодежного объединения Тюменской организации Союза художников РСФСР. И если уж говорить о влиянии места рождения, среды, в которой формировался человек изначально, то, скорее всего, это влияние заключается в том, что Юрий Аксенов ощущает себя личностью вольной, прямодушной и искренней, видит жизнь творчески, как бы ни складывались обстоятельства, любит ее, метким глазом художника выхватывает детали, из которых строит свою собственную живописную картину мира. К слову, прямодушие в свое время сослужило Юрию Аксенову не лучшую службу: закончить обучение в Мухинском училище не удалось. В 1971 году студент, который прямо высказывал свои мысли по поводу некоторых событий того времени, был отчислен. Однако, атмосфера Ленинграда и непосредственно учебного заведения, где преподавали такие мастера как Г. Егошин, Л. Линдрот, М. Гизе и другие, изваяла из Ю. Аксенова художника большого творческого диапазона, способного на эксперимент, и в то же время имеющего определенные приоритеты. Позже, уже после приезда во Владивосток, в Художественном фонде Приморского отделения Союза художников РСФСР художник занимался чеканкой, проектированием, выполнял эскизы монументальных работ, живописью и графикой участвовал в серьезных выставках, проявил себя в области книжной графики. Что касается приоритетов, то призванием, даже можно сказать, способом осмыслить действительность, чтобы выразить ее в большом количестве сюжетов на разные темы, явилась графика. Питерское студенчество осталось в нескольких ранних, небольших по формату работах, одна из которых «Женщина и музей» (1972) красноречива и названием, и сюжетом и как раз говорит о том, насколько Ленинград, который называют городом музеев, проник в душу художника. Изображенная на фоне здания с узнаваемой архитектурой женщина глядит внимательными глазами, будто обращенными внутрь своего мира. Некоторой вариацией темы и логичной парой этой читается другая работа «Двор», также являющая образ Ленинграда. Лица женщин даны крупно, в плоскостной манере, как будто действие происходит не в обычной жизни, а некоем иконном пространстве. Этот прием присущ другим ранним работам Ю. Аксенова – графическим листам «Мастер», «Мальчик и город» и живописным полотнам «Молодая семья» (1972), «Утро в деревне» (1973). Лаконичные по письму, с некоторой статикой фигур, эти работы наделены особой выразительностью, которая характерна для старых фресок. Прием сохранился в той или иной мере и работах следующих периодов, став отличительной манерой автора работ, которого уже после приезда во Владивосток из Тюмени на 5-й зональной выставке «Дальний Восток» в Чите назвали одним из самых интересных графиков зоны. Об этой манере Ю. Аксенова, несколько наивной, обладающей своеобразной пластикой в 1990-е годы дальневосточный искусствовед В. Кандыба писал: «Художник добровольно самоограничился в сложности приемов изображения, внешне умалился до «наива». Но, разумеется, по большому счету все это маска, лицедейство, оборотная сторона сложности в современном искусстве. Он (Ю. Аксенов – прим. авт.) решает вопрос: как сегодня, будучи реалистом, добиться свободы и наглядности духовного выражения модернизма?». С точки зрения сегодняшней уже после того, как родились серии графических листов «120 дней Содома», «Сны приморского города», «Город у моря», уместно сказать, что свобода и наглядность воплотились для Юрия Аксенова, скорее всего, в готовности к некоей повествовательной сюжетике, в которой автором осмыслены помимо всего прочего события истории Владивостока, ставшего ему родным не менее, чем город, в котором он появился на свет. А может быть, и более, ведь по его собственному замечанию, во Владивостоке он прожил большую часть своей жизни, что называется, пророс корнями в Миллионке, на мансарде одного из домов которой расположилась мастерская. Не случайно именно Юрий Аксенов удостоился премии в номинации «изобразительное искусство» в 1-м конкурсе «Мой город у моря», учрежденном главой Владивостока. В тщательной прорисовке лиц, знакомых улиц, абрисов сопок и домов Юрий Аксенов снова и снова фиксирует свои эмоции, не опасаясь социальной заостренности в одних работах («Памяти павших деревьев», «2-я Речка. Лагерь»), и удивительной лиричности в других («На сопках Манчжурии», «Влюбленные»). По признанию автора, он не обдумывает заранее композицию, может начать рисовать с любого места на листе, и обязательно доведет задумку до завершения. Несмотря на узнаваемость манеры, вряд ли можно заподозрить Ю. Аксенова в использовании однажды найденного изобразительного приема. В серии удивительно тонких, изящно выполненных в технике граттажа работ художник проделывает едва ли не ювелирную работу, скрупулезно прорабатывая рисунок цветочных лепестков, ветвей деревьев, завитков волос у спутниц Нептуна. Аксенов-гравер, создающий уникальные листы, виртуозен. Можно лишь сожалеть, что опыт работы художника в эстампе не был реализован. В ряде работ Ю. Аксенов перед тем, как начать работу над произведением, прибегает к специальной обработке поверхности бумаги, придавая изображению объемность. Отдельно следует сказать о книжной графике Аксенова. Художник плодотворно работает в этой области и сегодня, положив начало опыту иллюстрирования книг 25 лет назад. Издания Дальневосточного книжного издательства, издательства Дальневосточного университета запомнились читателям точным по соответствию эмоциональной канве произведений визуальным рядом. Им созданы графические образы к произведениям Понсона дю Террайля, В. К. Арсеньева, сборнику «Маска Ктулху», документальному рассказу о войне «Раненные деревья», детским издания Д. Старцева, В. Малиновского, русским народным сказкам и другим. Яркое дарование художника оживляет жутковатые образы Августа Дерлета, сочные и забавные фигуры Зайца, Колобка, Деда, задумавшегося над тем, как вытащить из земли Репку. Полновесным и не менее разнообразной представляется живописная часть творчества Юрия Аксенова, в которую включены жанры портрета, натюрморта, городского пейзажа, сюжетные композиции. Его работы многоассоциативны, подчас пронзительно чисты и трогательны, будоражат чувства зрителя, не всегда готового к такой открытости и искренности высказывания. «Полет на Луну» вызывает эмоциональные и смысловые ассоциации со знаменитой «Прогулкой» М. Шагала: Юрий Аксенов выступает в данной ситуации неким наблюдателем, обобщающим образ, смотрящим за влюбленными как бы со стороны, давая и зрителю возможность подключения к энергетическому каналу любви. Иное звучание присуще портретам близких художнику людей. Щемящим ощущением беззащитности наполнен «Потрет сына», эстетически выверены «Портрет жены» и «Портрет дочери». Здесь Ю. Аксенов прибегает к сложному соединению разных стилистических приемов, обращению к живописной сюжетике прежних эпох, выстраивая некий особый мир, в котором живут герои его портретов. В «Портрете дочери» использован мотив зеркала, имеющего сходную с картиной смысловую природу: отражение в зеркале трансформирует современную девушку в образ Прекрасной Дамы подобно тому, как замысел художника трансформирует события жизни в созданную художником историю. «Портрет жены» выведен из конкретного временного пласта менее буквально и очень тонко: архитектурная деталь и мотив встраивания в композицию самого художника придают полотну надвременность и универсальное звучание, расставляя необходимые смысловые акценты. Особыми пластикой и ритмом наполнены натюрморты Ю. Аксенова: раковины, посуда, цветы, запечатленные художником, являют особый материальный мир, обладающий собственной эстетикой и постоянством. В этом мире кроется явный намек на пребывание рядом с морем, в азиатской части мира, в то же время в стилистике работ явно просматривается традиции метафизического натюрморта, обладающего особой геометрией формы. В одной из публикаций Юрия Аксенова назвали художником-композитором. В этом высказывании верно подмечен главный принцип творчества: Аксенов – составитель, сочинитель, создатель Образа действительности. В этой ситуации, думается, уместно вспомнить небольшое по формату полотно «Дары провидения»: благословляющий крест дарует человеку силы в исполнении духовного долга. Ольга ЗОТОВА, член ВТОО «Союз художников России», кандидат искусствоведения, доцент Школы гуманитарных наук ДВФУ