To English

Художественный грунт

Просмотров: 1413
Rilmark
Как правильно грунтовать холст? Какие бывают виды грунта? Чем грунтовка холста отличается от грунтовки картона? На эти и другие вопросы постараемся ответить сегодня в нашем материале
Грунт в живописи – это особый слой, между основой, на которой будет создано произведение (стена, картон, холст и т.д.) и красками, обеспечивающий более прочную и долговечную связь между основой и слоем красок. Грунт также создает подходящий фон или фактуру для будущего произведения – гладкий белый, зернистый серый и т.д.
Создать произведение на холсте, которые не был покрыт грунтом нельзя: масляные краски проникнут через «поры» холста на обратную сторону картины, впитаются в ткань, потеряют цвет и смешаются. Грунт – это связующее звено между холстом и красками, который должен равномерно покрывать основу, сохраняя при этом ее фактуру. Если грунтовать холст, то покрытие грунта должно быть ровным и закрывать «поры», но сохранять фактуру переплетения нитей. При правильном покрытии, грунтовый холст, если провести с обратной стороны ногтем, не должен расклеиваться.
Для масляной живописи существует 4 вида грунтов:


Клеевой
Эмульсионный
Полумаслянный
Масляный


Клеевой грунт состоит из одной части сухого клея, 4 части белил или мела и 15 частей воды. В грунт также добавляют несколько капель касторового масла, являющимся пластификатором. Для приготовления этого вида грунта нужно: заранее размоченный клей варить на водяной бане при температуре 65-70°. Белила или мел также следует размочить в воде, иначе при смешении с клеем белила или мила могут собираться в комки. Клеевой грунт наносят на холст теплым.
Эмульсионный грунт для холста. Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом, так как он является самым практичным. Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой основной являются цинковые белила. Пластификаторы эмульсионного грунта - глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте. Его вводят в последнюю очередь. Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсий, применяют эмульгатор - ОП-7.
Клей готовят так же, как и при клеевом грунте. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила. В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу. Вливать олифу следует строго согласно рецептуре. При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают. Олифу вливают небольшими порциями, так как замешивать грунт вручную достаточно тяжело – если влить сразу всю олифу, велика вероятность либо совсем испортить грунт, либо получить грунт очень низкого качества. 
Масляный грунт представляет собой масляные белила. Ими покрывают проклеенный холст.
Грунты тонированные. Выбрать правильный цвет грунта очень важно, так как это решение сильно повлияет на цветовой эффект будущего произведения. Тонированный грунт несет решающий эффект для оптического смешения красок. Получают тонированный грунт так: либо при создании грунта в него добавляют необходимый пигмент(окись хрома, охра красная или светлая и т.д.), либо белый грунт, уже наложенный на холст тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона. Лаком можно достичь определенной прозрачности кроющих красок, но в ограниченных цветовых пределах.
Чаще всего используют белый, светло-серый, красный, коричневый и темно-коричневый тонированные грунты. Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например, белил. Иногда цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками.
Эмульсионный грунт для картона. Предварительно картон проклеивается с двух сторон техническим желатином или качественным столярным клеем Перед нанесением клея картон закрепляют гвоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широкими движениями и ровным слоем. Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону. Когда клей окончательно высохнет, на картон наносят эмульсионный грунт.
Для того чтобы приготовить грунт необходимо предварительно в небольшом количестве воды замочить цинковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комкались в приготовленной эмульсии.
Заранее приготовленный клей растворяют в общем, количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмульсию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно размешивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом. Эмульсионный грунт наносится на картон в 2-3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя. Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта. Для предотвращения изменения цвета красок нужно грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1.
 

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.