To English

Художественные лаки

Просмотров: 1212
Rilmark
Лаками называются растворы смол в различных растворителях. Постепенно просыхая, лак образует тонкий «защитный» слой-пленку, которая отлично противостоит практически любым физическим воздействиям — влаге, солнечным лучам, пыли и т. д.
Цвет даже самого темного лака не влияет на цвет шедевра слой вещества настолько тонок, что разглядеть его невозможно. Желтизна высыхающего масла обесцвечивается за несколько дней на интенсивном дневном свете. При этом нужно помнить, что коричневые лака из неотбеленного шеллака и из тугоплавких смол изменяют колорит живописи, действуют как цветная лессировка и поэтому непригодны для покрытия картин.
Существует множество различных классификаций художественных лаков. Например растворитель в составе лака оказывает сильное значение на конечные свойства лака. В зависимости от состава лаки делятся на:

лаки на летучих растворителях, высыхающие за счет физического процесса (испарения растворителя);
мас­ляные лаки, высыхающие химически (в результате окисления и полимеризации);
лаки, твердеющие под воздействием температуры 
эмульси­онные лаки.

Лаки на летучих растворителях это лаки на основе скипидара и спирта. Спиртовые лаки для живописи подходят мало, так как обладают низкой прочностью и стойкостью: лаковая пленка быстро покрывается трещинами и морщинами из-за быстро испарения спирта. Лаком на основе скипидара пользовались многие живописцы XIX—XX вв. в качестве покрывного и связующего вещества.
Масляные лаки использовали художники  XI— XVIII вв., однако с приходом новых составов масляные лаки снова «вошли в моду» в современных живописцев. Роль масляных лаков в живописи значительна. Благодаря покрытию ими поверхности картин гро­мадное большинство произведений живописи старых мастеров вполне сохранилось до наших дней. Вследствие же применения масляного лака как связующего вещества красок живопись ста­рых мастеров обладала большой прочностью и неизменяемо­стью на протяжении целого ряда столетий.
Лаки, затвердевающие под воздействием температуры вошли в работу художника вместе с массовым производством искусственных смол. Они высыхают в результате химической реакции, после окончания которой образуется твердая пленка вещества, покрывающая картину. Такие лаки обладают высокой стоцкостью к химическим воздействиям и высыхают гораздо быстрее, чем масляные лаки.
Эмульсионные лаки представляют собой дисперсии, которые образуются непосредственно при полимеризации, являются весьма устойчивыми, ибо размеры частичек смолы в составе лака незначительны. Размеры частичек смолы и ее связь с остальными компонентами гарантирует стабильность эмульсии, которая не распадается даже спустя десятилетия. Пленки этих эмульсионных лаков совершенно прозрачны, бесцветны, абсолютно стойки на свету и, кроме того, противостоят окислению и действию вредных газов. Во влажной среде не подвергаются плесневению и гниению. Однако, эмульсионные лаки могут частично растворяться в воде. 
Кроме свойств и состава лака делятся и по виду применения в работе художника. Основных видов три:


лаки для ретуши
лаки для живописи
покрывные лаки


Лак для ретуши служит как для устранения дефектов и «съеживаний», получаемых при нанесении масляных красок, так и для нанесения на мало просохший предыдущий слой масляных же красок. Кроме того, ретушный лак применяется для усиления связи между слоями красок. Лак для ретуши необходим при создании объемных произведений, состоящих из большого количества слоев, когда между сеансами работы проходит много времени. 
Лак для живописи разжижает краски, а также способствует более ровному и одновременному их высыханию на холсте. Лаки для живописи придают краскам большую прозрачность и красоту тона, помогают слоям лучше «прилипать» друг к другу, а также увеличивают стойкость каждого слоя живописи.
Покрывные лаки используются для создания защитной пленки на живописном полотне путем нанесения тонким слоем на поверхность просохшей картины. Такие лаки состоят в основном из натуральных и искусственных смол растворенных в очищенном от примесей растворе терпентина. За счет добавления отбеленного пчелиного воска они высыхают, образую матовую пленку.

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.