Тайна акварелей Николая Лоя

Просмотров: 1090
Анастасия Медова

 

loy1 

Николай Павлович Лой (1925-2004) – художник, на работах которого, за внешней простотой и немногословностью таится загадочная глубина реальности.

Николай Павлович Лой работал в условно-реалистической манере, его стиль поражает простотой, «бедностью событиями» и многозначностью. Загадка воздействия акварелей Лоя в том медитативном состоянии, в которое они, подобно рериховским работам, погружают зрителя. Обаяние графики Лоя – неявное, в его творчество зритель погружается постепенно.




Художник изображает неброские пейзажи, берега рек и северного моря, деревья, горы. Искусственные сооружения и предметы на фоне природы практически не выделяются, они представляют собой своего рода контекст.  Более всего Николай Лой реализовался в жанре пейзажа, это его лейттема. Для пейзажей художника характерна своеобразная завораживающая монотонность, особенно для тех, что связаны с северной тематикой (художник долгое время жил в Норильске). Замечателен тот факт, что Лою не требовалась для изображения какая-то примечательная, эффектная натура. Он пишет то, что всегда находится рядом, что-то очень простое. Даже виды гор не создают атмосферы невероятности, не потрясают воображение. Лучше всего ему удавались пейзажи самые обычные, лесные или полевые, погруженные в сдержанную сероватую гамму. Лой поистине был мастером сумрачно-серого колорита, придающего пейзажу особую интонацию сосредоточения, завораживающей тоски


Край земли. Бумага, акварель.


Главный выразительный элемент пейзажей Николая Павловича - это цвет. Цветовое решение парадоксальным образом далеко от реалистичности при всей его внешней правдоподобности, хотя многие полотна передают именно унылую колористку севера. Эффектно «играет» в ряде работ грубая, зернистая фактура бумаги, проглядывающей сквозь прозрачные краски. Нельзя сказать, что автор стремится к чистому, ясному цвету, такие цветовые пятна – скорее особые события его акварелей. Колорит его картин часто мрачный, мутный. Цвета смешаны так, что приобретают землистость, грязноватые оттенки. Тем не менее, Лой – замечательный мастер цвета. Каждое колористическое пятно картин органически связано со всеми остальными. Пейзажи Лоя часто унылы, даже тривиальны. Но впечатления уныния при этом не создается, напротив, возникает чувство полной умиротворенности. Композиционные решения художника достаточно стандартны; его визитная карточка – это двуплановый пейзаж, где на передний «низкий» план выходят трава или земля, дальний же план занимает верхнюю часть полотна – деревья, небо, облака, горы, написанные более размыто. Формы художника – мягкие, расплывчатые, отдельные яркие цветовые пятна на первом плане напоминают свечение. Узнаваемость стиля художника связана именно с этой особой размытостью очертаний и контрастирующих с ней темными, четкими, тонкими, экспрессивными мазками, обозначающими элементы травы или листвы на переднем плане пейзажа.

Порт Диксон. Бумага, акварель.



Натура, передаваемая Николаем Павловичем, благодаря стилю его письма предстает сквозь дымку, сквозь мутное стекло. Края цветовых пятен расплываются, скрадывая очертания предметов. Акварелях Лоя создают ощущение реальности бытия, хотя задача его состоит отнюдь не в максимально правдоподобной передаче реальности. Натура Лоя условна, она как бы спрятана за чем-то большим, за какой-то идеей. По сути, Лой не пишет реальные предметы и виды. Он пишет влажное, туманное, теплое или холодное пространство, если вглядеться оно кажется вполне призрачным. Вероятно, обаяние графики художника связано именно и этой деформацией предметов, «смягчением» форм и соединением их с удивительным завораживающим цветом. Благодаря всему этому, созерцая акварели Лоя, мы не смотрим на изображенные на них объекты, а как бы вглядываемся, только собираясь их увидеть. Акварели Лоя – это не готовый взгляд на мир, а эскизы-предчувствия, в которых зрителю начинает отрываться настоящая, нужная только ему реальность.  Николай Павлович Лой был достаточно известным советским художником, получившим в течение своей жизни множество правительственных наград и званий. Родившись в 1925 году, он прошел войну, в 25 лет поступил в Харьковский государственный художественный институт, а в 1960 году был направлен из Харькова в Норильск. Его биография примечательна этим трудовым подвигом, что сделало её образцом для советской иконографии. На Севере Лой провел 20 лет своей жизни. Он много путешествовал на собачьих упряжках и самолетах ледовой разведки, на оленях и атомном ледоколе "Ленин", побывал на Диксоне, полярных станциях Северной Земли и Земли Франца-Иосифа. В связи с этим о Лое часто писали советские газеты, устраивались его выставки, издавались материалы. Он был провозглашен певцом Севера, несущим в Заполярье художественную культуру.  После северного периода начинается красноярский этап творчества Николая Павловича – в 1980 художник переезжает в Красноярск и покидает наш город только в 1989 году, чтобы вернуться на родину. Умер художник в 2004 году. Теперь, когда современное мировоззрение россиян далеко от воспевания труда покорителей крайнего севера, настало время осмыслить художественное наследие Николая Лоя с других позиций, исходя из внутреннего содержания и художественной ценности его работ. Общение с акварелями Николая Павловича позволит посетителям выставки оценить всю глубину и нетривиальность его стиля, скрытую за простыми сюжетами.



Текст: Анастасия Медова.
Арт-Галерея Романовых. art-rom-gallery.ru