To English

Духовная наполненность мира в картинах А. Э. Янина

Просмотров: 5137
Екатерина Желейко
Живописец, график, член союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств АИАП Юнеско. Художник, чьё творчество вышло за пределы родной страны и завоевало популярность в городах и странах мира: его произведения находятся в музеях Турции, Голландии, частных коллекциях 26 стран мира.
Янин Александр Иванович (1958), гор. Нальчик.
Живописец, график, член союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств АИАП Юнеско. Художник, чьё творчество вышло за пределы родной страны и завоевало популярность в городах и странах мира: его произведения находятся в музеях Турции, Голландии, частных коллекциях 26 стран мира.
Авторский художественный стиль Янина вбирает в себя традиции мировой живописи и обретает неповторимую манеру, которой свойственна плавность и обтекаемость линий. Его художественный стиль можно условно определить как «живописную графику» – линия зачастую главенствует над цветовым пятном, но и цвет в своей очерченной рамке находит свободу в тончайших колористических переходах и нюансах. Такая графичность живописи делает произведения художника спокойными, плавными и привлекает внимание к каждому предмету, изображённому на полотне. Произведения Янина раскрывают зрителю захватывающие истории, они повествовательны и литературны, герои картин (люди, животные и предметы) – это слова и буквы, составленные в предложения. Не зря знаменитые произведения поэзии и прозы часто являются основой для творчества художника. (Произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека»).
 
Религиозный аспект
В творчестве Янина сильна иконописная традиция: помимо того, что художник выбирает традиционные иконописные образы и библейские темы, в жанровых произведениях он широко использует техники и приёмы иконописи: обратную перспективу, плоскостность предметов и одежд людей, письмо темперными красками.
В  произведении «Светлый праздник» (Пасха) главная героиня окружена бережно написанными предметами пасхального таинства, ее лик можно сравнить с иконным живописным образом. Лицо женщины умиротворенно наклонено, тонкие и четкие черты лица телесно-объемны и освещены пламенем свечи, подобно духовному свечению иконных ликов. Женщина здесь в буквальном смысле освящена праведным светом, пребывает в благости.
 
   
«Одигидрия»             «Светлый праздник»

Традиции голландцев
Тема соприкосновения религиозно наполненного мира и простой бытовой жизни человека широко представлена в творчестве художника. Это роднит его работы с наследием голландских живописцев 16-17 века, визуализирующих идею сближения человека и вселенной, познание Бога через природу и праведную повседневность. Человек, таким образом, существует в гармонии с миром, собой и социумом.
 

«Прятки» Янина (сверху) и «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» П. Брейгеля Младшего
 
 
Неоднозначность художественного смысла и символизм повествования в данных картинах – это еще одна традиция голландского искусства и особенность творчества автора. Так, здесь читается аллегория катания по тонкому льду, соответствующая хрупкости человеческого бытия.
В произведениях зачастую в пространстве одной картины существуют реальные и бестелесные персонажи-ангелы.  Причем ангелы существуют в реальности – с котами и детьми. Художник представляет нам мир, наполненный влиянием небесных бесплотных сил, откуда мы считываем идейное наполнение: высшие силы среди нас. Эта мысль читается и в произведении «Провинциальная Мадонна».
 
.
«Провинциальная Мадонна»
 
Картина представляет простую деревенскую женщину, держащую ребенка. Название неизменно обращает нас к традиционному иконографическому сюжету Мадонны с младенцем, изображение же скорее похоже на жанровое. Такое сочетание приводит к неизменному выводу: святость и духовная полнота мира может быть сосредоточена именно в быту, среди нас, в повседневности каждого человека.
 
 
«Неразлучники» 
 
Тема глубокой духовности простой человеческой жизни раскрывается в творчестве А. Э. Янина и через тему любви. Любовь показана как доброе, вечное, тёплое чувство, осенённое высшими силами. Зачастую на картине изображена пара пожилых людей, которые пронесли и продолжают нести свои чувства по жизни под покровом духовного знамени иконы и света (воплощённого в пламени свечи).
Еще одна голландская традиция, раскрытая в произведениях художника – сатирическое высмеивание человеческих пороков, воплощённое в аллегоричности повествования. В этом отношении показательно сравнение произведений И. Босха «Корабль дураков» и А. Янина «Круиз».
 
  
А. Янин «Круиз»И. Босх «Корабль дураков» (1495—1500г)                      
 
На одном корабле собраны аллегорические образы человеческих пороков: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, можно отыскать и другие.
К этой же тематике относятся картины автора с героями-шутами, веселящимися с различными гримасами на лице, прячущимися за противоречивыми масками. Но изображение и аллегоричное высмеивание людского порока неизменно смягчается предложением пути-выхода из порочного тупика при помощи проводника-ангела и осознания своей греховности.
 

«Запоздалый визит»

Витание в облаках
Одна из актуальных сторон в творчестве художника – это тема мечтательного и, можно сказать, даже романтического погружения человека в собственные мысли, ухода в нереальные сферы иллюзий, поиска скрытого и потаённого в состоянии витания в облаках. Здесь показательны произведения, в которых люди изображены спящими или отстраненно-мечтательными. Художник часто использует изображение раковины, которая является традиционным символом тайного сокровища, явленного в ней.
В картине «Непонятный человек» юноша с закрытыми глазами поднёс к уху раковину и вслушивается в неё, пытаясь что-то найти, прикоснуться к неведомому. Эта погружённость человека в мечты и ностальгические воспоминания позволяет герою, а вместе с ним и зрителю, найти вдохновение. Оно окрыляет, поднимая над городом, и «настраивает на нужную волну».
 

«Непонятный человек» 

Осознание творческого процесса
Особое место в произведениях художника занимает тема творчества и искусства. Эта общая сюжетная линия содержит в себе повествование о творческом процессе и взаимодействии зрителя с произведением искусства (живописным или музыкальным).
Например, в картине «Хранители» творчество представлено как процесс, когда человек расширяет пространство собственного восприятия и выходит за пределы своей действительности, что визуализировано через сон. Творческий процесс происходит под покровом небесных сил и может быть утомляющим и не всегда радостным, когда художник «воет как волк на луну».
 
 
"Хранители" и "Ангел осени" А. Э. Янина
 
В картине «Ангел осени» художественный процесс наполнен сакральными, сокрытыми духовными силами. Они становятся явными в момент творчества и кристаллизуются в произведении искусства через художника.
Для зрителя же произведение искусства является хлебом его духовного обогащения и преображения. Показательным в этом отношении является картина «Улыбка Джоконды».
 

«Улыбка Джоконды»
 
Женщина при общении с репродукцией памятника мирового искусства «Мона Лиза» спит «наяву», улыбка женщины – знак влияния на неё художественного образа картины и сон героини здесь – всецелое погружение зрителя в художественное пространство произведения искусства. Совершенно неслучайно расположено изображение кусочка хлеба рядом с репродукцией, ведь она (репродукция картины) и есть пища для зрителя, только нематериальная.
Мечтательность, душевная лёгкость и парение в «иных мирах» – вот то, что человеку даёт искусство. Общение с искусством возносит человека над его действительностью, возвышая его над реальным (городом) и позволяет ему парить.
 

«Сила музыки» 
 
В целом, картины Янина крайне притягательны и открыты для зрителя. Каждое произведение повествовательно и наполнено символикой. Его живописный язык – мягкий, плавный, порой декоративный, притягивает и располагает. Мягкость линий и плавность цветовых переходов при поддержке идеалистически-бытовых сюжетов дарит зрителю умиротворение, лирическое спокойствие и погружает человека в собственное бытие.
Картины Янина излучают духовно-душевное наполнение, которое читается не только в библейских сюжетах, но и в иконографических образах жанровых сцен, духовной полноте и религиозности быта простого человека через религию и творчество. И здесь ожидаемо и логично то, что некоторые произведения Янина отражают неидеальную и порочную сущность человека, как неотъемлемую сторону жизни.
Произведения мастера и сюжеты его картин крайне разнообразны, можно долго и с особым неподдельным интересом погружаться в особенности жанра натюрморта и пейзажа, изучать широту и особенность охвата библейских сюжетов в картинах мастера, проследить параллель полотен художника с произведениями мировой литературы и притчами разных народов. Философская основа творчества мастера делает его бесконечно притягательным и интересным для изучения, ведь каждую картину можно рассматривать снова и снова, находя новые грани её символического наполнения.
Автор статьи: Екатерина Желейко

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.