Творчество художника Михаила Пивоварова

Просмотров: 3221
Елена Наследкова

Мировое искусство не может не питаться темой Вечности. Во все времена художников интересовала дилемма отношений человека и Вселенной, его места в этом бренном мире и, собственно, то, как Мироздание воспринимает это самое человечество.


Взаимоотношения в направлении "человек-Вечность" развиваются в работах казанского живописца Михаила Пивоварова в контексте мягкой иронии и легкого юмора. Ну, а как иначе, когда собеседники пребывают в "разных весовых категориях"? Но этим и интересны его жанровые композиции, доходящие до наивного и иногда грустного сюра.

Михаил Сергеевич Пивоваров родился в 1971 году в городе Болгар (с 1976 живет г. Казань). В 1994 закончил Казанский государственный университет. С 1998 участник выставок в России и за рубежом. В 2008 работал художником-аниматором киностудии им. Горького (проект «Колыбельные мира»). С 2011 член Союза художников России.

Исследователи отмечают в произведениях М.С. Пивоварова преемственность традиций искусства Раннего Возрождения, творчества А. Модельяни, российских художников – семидесятников, создававших работы в духе примитивизма. Сочетание, стоит сказать, весьма любопытное, но оправданное. И вот почему.

Действительно, основной объект живописания мастера – человек. Именно через фигуру человека художник выстраивает свое миропонимание. Но человек этот у Пивоварова престраннейщее создание.

Пропорции его всегда тяжеловесны. Тут вспоминается Джотто (Джотто ди Бондоне - итальянский художник периода Раннего Возрождения (ок.1267-1337)) с его округлыми и мощными, крепко стоящими на земле фигурами. Например, в произведениях "Берег" и "Игра" у персонажей короткие руки, ноги, шеи, массивная голова, иногда цвет их тела приобретает терракотовый оттенок, что делает их похожими на большие скульптуры.

 

       "Берег" Михаил Пивоваров                                               "Игра" Михаил Пивоваров

Человек – центр вселенной. Большой и тяжелый. Этот центр не так-то просто "cдвинуть". Сами композиции работ выстроены по принципу главенства горизонталей и вертикалей, часто художник придерживается зеркальной симметрии в визуализации художественного образа, как например, в картинах "Затянувшийся ремонт", "Под деревом" и "Наш папа улетел".

"Затянувшийся ремонт" Михаил Пивоваров       "Под деревом" Михаил Пивовапрв     "Наш папа улетел" Михаил Пивоваров

Даже мифические герои предстают в картинах М.С. Пивоварова «очеловеченными» до предела. Так в картине "Русалка" персонаж уподобляется женщине настолько, что и хвост ее – это уже не хвост, а, практически, женские ноги. Ее задумчивая грусть на фоне зарослей пруда - типично женская (и кстати, отсылает нас к классическому в мировом искусстве образу купальщицы). Или же "Ангел", образ которго в картине М.С. Пивоварова преобразуется в некоего серьезного ребенка, погруженного в размышление. А вот странные мифические "Птички"  с человеческими лицами и буднями человеческой семейной жизни, где папа улетает утром на ответственную работу с явно бюрократической должностью, а мама – печальная красавица, ежедневно ждет его дома и высиживает яйца.

  

"Русалка" Михаил Пивоваров                                                                                                          "Ангел" Михаил Пивоваров                                                                          "Птички" Михаил Пивоваров

 Наконец, возвращаясь, к влиянию Раннего Возрождения можно заметить, как оно прослеживается впрямую в работах именно с "возрожденческими" образами и стилистикой, как в произведении "Библиотекарь". Или в работе "В кафе", где чинные девушки с лицами в духе Модельяни уподобляются колоннам на заднем плане, словно благородные древнеримские патрицианки.

 

"Библиотекарь" Михаил Пивоваров                                                                                                  "В кафе" Михаил Пивоваров

Ренессансное искусство показывало отношения человека и Вечности через разные плоскости жизни: вечное буквально "cквозило" во всем земном, будь то бытовая сцена, или даже натюрморт. А что же с произведениями М.С. Пивоварова? Художник активно пытается понять смысл жизни, ищет себя и место человека вообще в нашем мире. Поиск этот происходит через осознание повседневной жизни, бытовой, профессиональной, понятия семьи, любви и искусства.

 Быт. Темы дворовой жизни, обращение к современному будничному существованию прослеживаются в таких произведениях, как "Тайное голосование"  или "Плутовство", где человек, имеющий свободное волеизъявление и, находясь среди красоты, все равно проявляет обратное. Автор подмечает это иронично и, порой, гротескно. В этом диалоге со Вселенной, человек остается безучастным, словно "Под мухой" или "В метро", словно бы не замечает, как часто сам Бог может оказаться (или лишь померещиться) в фигуре обычного посетителя ресторана, как в работе "Человек! Счет!".

 

"Тайное голосование" Михаил Пивоваров                                                                                          "Плутовство" Михаил Пивоваров

  

"Под мухой" Михаил Пивоваров                                                 "В метро" Михаил Пивоваров                                                                                                         "Человек! Счет!"

 

Любовь. Здесь уже двое пытаются постигнуть грани мироздания, находясь в состоянии хотя бы временной, но приближенности к вечному, отделиться от остальных:

"Весна" и, погрузиться в иное пространство, как в работе "На скамейке", где пара буквально прорастает травами, окружающими их (орнаменты на одеждах). Тем самым, у нас вдруг возникает умозримое единение зрителя со всем миром через единение двоих, которое как бы невзначай приоткрывается нам.

  

 "Вена" Михаил Пивоваров                                                                                                             "На скамейке" Михаил Пивоваров

Профессия. Вот здесь человек преображается. Не зря у Пивоварова многие работы посвящены теме профессии, и даже, вернее сказать, теме призвания. "Море зовет" – моряк уподобляется и созвучен зову моря; "Архитектор" – человек свободный, созерцающий и вдумчиво создающий; "Вратарь" – превращается в некоего защитника скульптурных девушек с веслом – муз культурного пространства. Жест прижатия мяча к груди говорит об искренности намерений вратаря и его преданной любви к его делу.

  

"Море зовет" Михаил Пивоваров                                                             "Архитектор" Михаил Пивоваров                                                                                "Вратарь" Михаил Пивоваров

Обращение к классике. Этот путь, конечно же, наиболее близкий и прекрасный, поэтому автор обращается к вечным и классическим темам, апеллируя к тому, что знакомо нам, как зрителям. Библейские сюжеты, образы сразу выводят разговор об отношениях человека и мира в духовную плоскость. И искусство, таким образом, вдруг превращается в эдакую "дорожку к вечному". Так, в картине "Вавилон" художник оставляет только лишь искусство в качестве доступного человечеству универсального языка всех времен и народов. Произведение "Рождество" – разговор о брошенности человека во Вселенной и одновременно его избранности Высшими силами: нагой, беззащитный персонаж Младенца и отделен от всего и всех, и выделен и «преподнесен» на первый план. Работа "В пути" в буквальном смысле воплощает, материализует Священное писание, представляя сюжет «Бегство в Египет», через образ священного семейства, подгоняемого летающими свитками древнего текста. Это текст и торопит уйти от смертельной опасности, и защищает, и направляет.

    

"Вавилог" Михаил Пивоваров                                                               "Рождество" МИхаил Пивоваров                                    "В пути" Михаил Пивоваров

 Вся эта непростая история с человеком и Вселенной представляется на холстах в плоскостной манере, часто уподобляя живописные произведения М.С. Пивоварова фрескам или пастели. Такой сознательной отход от наглядного живописания в пользу то ли монументальности, то ли, напротив, декоративности, говорит о том, что художник стремится и в исполнении работ перевести наше внимание на суть того, что созерцаем. И суть эта в том, что мироздание частенько обращается к нам, оголяя наше естество ("Хочу быть смелым, хочу быть дерзким"). Но сможем ли мы выдержать присутствие чуда ("Фокусы"), и ответить Вселенной на него?

  

"Хочу быть смелым, хочу быть дерзким" Михаил Пивоваров                         "Фокусы" Михаил Пивоваров