Арт критикаЧитайте публикации в категории:
Семь художников осениНАКОПИЛОСЬ…Познать тайные связиВдохновлённая ИндиейСинтез времён |
Творчество художника Михаила ПивовароваПросмотров: 5355
Елена Наследкова ![]() Мировое искусство не может не питаться темой вечности. Во все времена художников интересовала дилемма отношений человека и вселенной, его места в этом бренном мире и, собственно, то, как мироздание воспринимает это самое человечество. Взаимоотношения в направлении человек-вечность развиваются в работах казанского живописца Михаила Пивоварова в контексте мягкой иронии и легкого юмора. Ну, а как иначе, когда собеседники пребывают в разных весовых категориях? Но этим и интересны его жанровые композиции, доходящие до наивного и иногда грустного сюра. Михаил Сергеевич Пивоваров родился в 1971 году в городе Болгар (с 1976 живет Казани). В 1994 закончил Казанский государственный университет. С 1998 участник выставок в России и за рубежом. В 2008 работал художником-аниматором киностудии им. Горького (проект «Колыбельные мира»). С 2011 член Союза художников России.
Человек раннего ВозрожденияИсследователи отмечают в произведениях М. С. Пивоварова преемственность традиций искусства раннего Возрождения, творчества А. Модельяни, российских художников–семидесятников, создававших работы в духе примитивизма. Сочетание, стоит сказать, весьма любопытное, но оправданное. И вот почему. Основной объект живописания мастера – человек. Именно через фигуру человека художник выстраивает свое миропонимание. Но человек этот у Пивоварова престраннейщее создание. Пропорции его всегда тяжеловесны. Тут вспоминается Джотто (Джотто ди Бондоне - итальянский художник периода Раннего Возрождения (ок.1267-1337) с его округлыми и мощными, крепко стоящими на земле фигурами. Например, в произведениях «Берег» и «Игра» у персонажей короткие руки, ноги, шеи, массивная голова, иногда цвет их тела приобретает терракотовый оттенок, что делает их похожими на большие скульптуры. «Берег» Михаил Пивоваров «Игра» Михаил Пивоваров
Человек – центр вселенной. Большой и тяжёлый. Этот центр не так-то просто «cдвинуть». Сами композиции работ выстроены по принципу главенства горизонталей и вертикалей, часто художник придерживается зеркальной симметрии в визуализации художественного образа, как например, в картинах «Затянувшийся ремонт», «Под деревом» и «Наш папа улетел». «Затянувшийся ремонт» Михаил Пивоваров «Под деревом» Михаил Пивоваров «Наш папа улетел» Михаил Пивоваров
Даже мифические герои предстают в картинах М.С. Пивоварова «очеловеченными» до предела. Так в картине «Русалка» персонаж уподобляется женщине настолько, что и хвост её – это уже не хвост, а, практически, женские ноги. Её задумчивая грусть на фоне зарослей пруда – типично женская, которая, кстати, ещё и отсылает нас к классическому в мировом искусстве образу купальщицы. Или же «Ангел», образ которго в картине М.С. Пивоварова преобразуется в некоего серьёзного ребёнка, погружённого в размышление. А вот странные мифические «Птички» с человеческими лицами и буднями человеческой семейной жизни, где папа улетает утром на ответственную работу с явно бюрократической должностью, а мама – печальная красавица, ежедневно ждёт его дома и высиживает яйца. «Русалка» Михаил Пивоваров «Ангел» Михаил Пивоваров «Птички» Михаил Пивоваров
Наконец, возвращаясь к влиянию раннего Возрождения, можно заметить, как оно прослеживается напрямую в работах именно «возрожденческими» образами и стилистикой, как в произведении «Библиотекарь». Или в работе «В кафе», где чинные девушки с лицами в духе Модельяни уподобляются колоннам на заднем плане, словно благородные древнеримские патрицианки. «Библиотекарь» Михаил Пивоваров «В кафе» Михаил Пивоваров
Ренессансное искусство показывало отношения человека и вечности через разные плоскости жизни: вечное буквально cквозило во всём земном, будь-то бытовая сцена, или даже натюрморт. А что же с произведениями М.С. Пивоварова? Художник пытается понять смысл жизни, ищет себя и место человека вообще в нашем мире. Поиск этот происходит через осознание повседневной жизни, бытовой, профессиональной, понятия семьи, любви и искусства.
Поиск смысла в бытуТемы дворовой жизни, обращение к современному будничному существованию прослеживаются в таких произведениях, как «Тайное голосование» или «Плутовство», где человек, имеющий свободное волеизъявление и, находясь среди красоты, всё равно проявляет обратное. Автор подмечает это иронично и, порой, гротескно. В этом диалоге со вселенной человек остается безучастным, словно «Под мухой» или «В метро», словно бы не замечает, как часто сам Бог может оказаться (или лишь померещиться) в фигуре обычного посетителя ресторана, как в работе «Человек! Счет!» «Тайное голосование» Михаил Пивоваров «Плутовство» Михаил Пивоваров «Под мухой» Михаил Пивоваров «В метро» Михаил Пивоваров «Человек! Счет!»
Любовь: мир на двоихЗдесь уже двое пытаются постигнуть грани мироздания, находясь в состоянии хотя бы временной, но приближенности к вечному, отделиться от остальных («Весна») и погрузиться в иное пространство, как в работе «На скамейке», где пара буквально прорастает травами, окружающими их (орнаменты на одеждах). Тем самым, у нас вдруг возникает умозримое единение зрителя со всем миром через единение двоих, которое как бы невзначай приоткрывается нам. «Весна» Михаил Пивоваров «На скамейке» Михаил Пивоваров
Человек и его профессияВот здесь человек преображается. Не зря у Пивоварова многие работы посвящены теме профессии, и даже, вернее сказать, теме призвания. В картине «Море зовет» моряк уподобляется и созвучен зову моря; «Архитектор» – человек свободный, созерцающий и вдумчиво создающий; «Вратарь» превращается в некоего защитника скульптурных девушек с веслом – муз культурного пространства. Жест прижатия мяча к груди говорит об искренности намерений вратаря и его преданной любви к его делу. «Море зовет» Михаил Пивоваров «Архитектор» Михаил Пивоваров «Вратарь» Михаил Пивоваров
Обращение к классикеЭтот путь, конечно же, наиболее близкий и прекрасный, поэтому автор обращается к вечным и классическим темам, апеллируя к тому, что знакомо нам, как зрителям. Библейские сюжеты, образы сразу выводят разговор об отношениях человека и мира в духовную плоскость. И искусство, таким образом, вдруг превращается в эдакую «дорожку к вечному». Так, в картине «Вавилон» художник оставляет только лишь искусство в качестве доступного человечеству универсального языка всех времен и народов. Произведение «Рождество» – разговор о брошенности человека во вселенной и одновременно его избранности высшими силами: нагой, беззащитный персонаж Младенца и отделен от всего и всех, и выделен и преподнесён на первый план. Работа «В пути» в буквальном смысле воплощает, материализует Священное писание, представляя сюжет «Бегство в Египет», через образ священного семейства, подгоняемого летающими свитками древнего текста. Это текст и торопит уйти от смертельной опасности, и защищает, и направляет. «Вавилон» Михаил Пивоваров «Рождество» МИхаил Пивоваров «В пути» Михаил Пивоваров
Вся эта непростая история с человеком и вселенной представляется на холстах в плоскостной манере, часто уподобляя живописные произведения М. С. Пивоварова фрескам или пастели. Такой сознательной отход от наглядного живописания в пользу то ли монументальности, то ли, напротив, декоративности, говорит о том, что художник стремится и в исполнении работ перевести наше внимание на суть того, что созерцаем. И суть эта в том, что мироздание частенько обращается к нам, оголяя наше естество («Хочу быть смелым, хочу быть дерзким»). Но сможем ли мы выдержать присутствие чуда («Фокусы»), и ответить вселенной на него? «Хочу быть смелым, хочу быть дерзким» Михаил Пивоваров «Фокусы» Михаил Пивоваров |