To English

Живопись Александра Олигерова

Просмотров: 4145
Елена Наследкова
Модернизм – сложный стиль, подчас непонятный. Под соусом «современного искусства» можно подать любое блюдо. И это вырабатывает в нас ироничное, а иногда уже и предвзятое отношение к современным художникам и их творчеству. Но всё проверяется временем и... сердцем. Настоящее искусство никуда не исчезает. Оно есть и сегодня. Например, в картинах Александра Олигерова.
Модернизм – сложный стиль, подчас непонятный. Под соусом «современного искусства» можно подать любое блюдо. И это вырабатывает в нас ироничное, а иногда уже и предвзятое отношение к современным художникам и их творчеству. Но всё проверяется временем и... сердцем. Настоящее искусство никуда не исчезает. Оно есть и сегодня. Например, в картинах Александра Олигерова.
Александр Романович Олигеров родился в 1965 году. В 1985 окончил с красным дипломом отделение дизайна Донецкого художественного училища. В 1993 году окончил художественно-графический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Член Союза художников России с 2000 года. Кроме того, член Парижского союза художников с 2009, доцент НовГУ и преподаватель живописи.
Новгородский художник, на счету которого (вы только вдумайтесь!) 18 только персональных выставок за 17 лет творческой деятельности. И не где-нибудь, а на знаковых художественных выставочных площадках мира: помимо России это Норвегия, Финляндия, Франция, Германия, Швейцария, Италия, Мексика, США. Мастер не раз получал первые призы и награды за лучшую живопись на международных арт-конкурсах. В 2011 году А. Олигеров представлял современное российское искусство в Милане, а в 2014 году делал это уже в Мюнхене и Париже.
Итак. Давайте сразу отбросим все «похожести» и «непохожести» и окунёмся в мир чистого искусства. Подобные работы, как и любое произведение нефигуративной живописи, взывают к нашим ассоциациям, ощущениям, наконец, требуют к себе контекстного подхода. Ведь «автор думал, слова подбирал». Кстати, об этом. За кажущейся легкостью картин А. Олигерова стоит целый ворох этюдных набросков и эскизов, месяцы поисков композиционных решений, прежде чем в свет выйдет очередной странный и завораживающий образ.
Если взять творчество этого художника в целом, то можно выделить ряд закономерностей, которые как раз и приведут нас к разгадке вопроса актуальности этого живописца.
Визуализация текстов и вербализация изображений
Александр Олигеров работает в стиле «леттризм» — это современное ответвление модернизма, которое предполагает использование нечитаемых текстов в качестве графических элементов. В одном из своих интервью художник отметил, что его «всегда очень интересовал почерк, он раскрывает характер человека, он необычайно индивидуален, его нельзя подделать в совершенстве».
Живописец признался: «В рукописях великих поэтов и писателей меня привлекает не только содержание, но и визуальная составляющая. И во многих работах я использую текстовые элементы, ведь почерк может сказать не меньше, чем линии и цвета» (интервью для «Российскойгазеты»).
В то же время, многим работам художник дает «говорящие» названия, которые призваны быть вспомогательным элементом на пути к пониманию картины. Например, произведение «Стихи неба» одновременно демонстрирует нам недоступность небесных строчек для земного человека (нечитаемость текста), и тут же название призывно говорит о том, что перед нами стихи самих небес — уникальное явление, откровение здесь и сейчас.
Также и с «Забытым обещанием» то, что забыто — оно одновременно и есть перед нами, и закрыто для понимания навеки, потому как забыто, а значит его более не существует. Вот такая странная интеллектуальная игра со зрителем получается.

  
А. Р. Олигеров «Стихи Неба»                                                               А. Р. Олигеров «Забытое обещание»
Чистые, локальные цвета
Белый, черный и контрастный оранжевый, голубой, синий, красный и всё это обязательно с какими-то поперечным линиям, разрезающим плоскость, дополнительными цветовыми пятнами и рукописными строчками — характерный визуальный набор для произведений Александра Олигерова. Художник упрощает цвет, оставляя только контрасты и отношения, соединяет изображение в единое целое с помощью линий и строчек.
В каждом произведении с птичьими фигурами у этого художника угадываются очертания разных птиц: то какие-то пингвины, то зяблики. Но, в любом случае, птица — это условно данный персонаж, который всегда рассказывает о каком-то понятии, будь то «Небесная канцелярия» (2010) или «Старт».

  
А. Р. Олигеров «Небесная канцелярия»                                               А. Р. Олигеров «Старт»
 
Иногда автор иронизирует посредством птичек, как в работе «Белый ветер надежд»: у пернатых, гордо стоящих на краю скалы, появляются развевающиеся на ветру белые шарфики. Или в картине «Разговор» через птиц художник, конечно же, намекает на человеческий разговор и разговор этот, часто похож на спор, бессвязную трель, поскольку герои показаны контрастно.

  
А. Р. Олигеров «Белый ветер надежд»                                                А. Р. Олигеров «Разговор»
Библейские сюжеты, темы и мотивы
Олигеров в своих работах неслучайно обращается к вечным темам. Живописец пытается языком искусства осмыслить духовные вопросы. Интересно в этом плане произведение «Сотворение мира», где процесс вселенского созидания художник представляет как некие слои разного характера. Верхний слой этого «пирога» имеет самую причудливую и сложную форму, чем-то похожую то ли на жухлый осенний лист, то ли на человека. Каждое пятно у живописца превращается в некий знак, а вся картина — в набор символов, которые, впрочем, каждый может понять по-своему.


А. Р. Олигеров «Сотворение мира» 
Ассоциации, намёки и символы
В своём творчестве Александр Олигеров постоянно обращается к образам, связанным не с конкретной действительностью, а скорее с бессознательным, интуитивным, тем, что чувствуются. Не зря его работы похожи на наскальные рисунки: есть только условно данная, очищенная от деталей суть, понятная любому человеку в любые времена. Автор намеренно делает всё для того, чтобы зритель мог непосредственно взаимодействовать с идеей работы, основываясь только на своих внутренних ощущениях через ассоциации, намеки или символы.
В картине «Завтрак» бело-жёлтые пятна сразу ассоциируются с яичницей, которая обычно бывает на завтрак, а перекрещивающиеся линии походят на светлое окно, за которым начинается новый день. Но все это ощущения, потому как, строго говоря, перед нами на холсте лишь пятна и линии.


А. Р. Олигеров «Завтрак»
 
С помощью намёков художник, например, вписывает себя в мировую историю искусства, как бы провозглашая найденное ранее уже устаревшим: «Пруд старика Моне».


А. Р. Олигеров «Пруд старика Моне»
 
Таким образом, картина, как говорится, на лицо. Живопись Александра Олигерова, с одной стороны, яркая и модная, с другой — за каждым полотном скрывается своя символика и смысл. И там, где один видит «трёх собачек и луну», другой открывает для себя сакральный текст о величайшем. В своих работах автор затрагивает вечные сложные темы, но говорит о них весьма простым языком, таким доступным и таким закрытым одновременно.

  
А. Р. Олигеров «Последний приют»                                                    А. Р. Олигеров «Вавилон»

   
А. Р. Олигеров «Записанные на небесах»                                         А. Р. Олигеров «Белый ветер»

   
А. Р. Олигеров «Свитки мантры»                                                          А. Р. Олигеров «Последнее письмо» 

  
А. Р. Олигеров «Лазарь»                                                                       А. Р. Олигеров «Избранная»


А. Р. Олигеров «Письмо Энди Уорхолу»

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.