To English

Дорога к себе

Просмотров: 4105
Елена Наследкова
Сегодня мы ходим на психологические тренинги, читаем умные книжки, едем куда-то, только чтобы почувствовать эту пресловутую гармонию с самими с собой. Посмотрите на незацикленных людей или детей: они находятся в состоянии, к которому вы так упорно стремитесь. И совершенно бесплатно. В чём секрет? Ответ нам дает в своём творчестве калужская художница Виктория Харченко.
Сегодня мы ходим на психологические тренинги, читаем умные книжки, едем куда-то, только чтобы почувствовать эту пресловутую гармонию с самими с собой. Посмотрите на незацикленных людей или детей: они находятся в состоянии, к которому вы так упорно стремитесь. И совершенно бесплатно. В чём секрет? Ответ нам дает в своём творчестве калужская художница Виктория Харченко.
Виктория Владимировна Харченко (род. в 1978 г. в городе Медногорск) – весьма плодовитый и талантливый художник. Получила специальность «художник-педагог» (1997, Калужский колледж культуры), также обучалась в Санкт-Петербургском академическом институте им. И. Е. Репина на факультете живописи (1999-2005 гг). Член Союза художников России с 2010 года.
Два очень интересных биографических факта, которые повлияли на характер творчества этого мастера: во-первых, в 2006 году она работала на реставрации росписей Санкт-Петербургского храма Успения Божьей матери подворья Оптиной Пустыни; во-вторых, в 2006-2008 гг. художница жила и работала (преподавала основы рисунка и живописи в провинции Сы Чуань) в Китае. Образы духовной истории, древней и прекрасной земли, вечности и одновременной скоротечности жизни, надежды, созерцательной тишины – всё переплелось в единое и цельное существование на холсте, творцом которого является Виктория Харченко.
Среди многообразных жанровых работ этого живописца три темы волнуют и завораживают особенно.

 Мудрая Азия

 
Китай и Тибет для В. – это идеальный мир: светлый, солнечный, яркий, место, где человек живет в гармонии с собой и окружением. Это раскрывается через образ чудесного быта простых жителей этих территорий или даже, вернее сказать, их бытия. Притом, автор воспевает как традиционные, так и современные формы этой жизни.
 
В. В. «Узоры вечности», 2007
  
 



  В. В. Харченко «Вышивальщицы в провинции Сычуань», 2007                                   В. В. Харченко «Рабочий день»
 
Например, в этих гипнотических работах представлены классические повседневные занятия китайских женщин.
В работах азиатских тем часто фигурирует ткань с вышивкой, которая непременно является смысловым центром композиции, вокруг которого выстаиваются фигуры вышивальщиц. Ваш взгляд, словно по волшебству, каждый раз огибает круг действующих лиц и возвращается обратно.
Сосредоточенность и погруженность героинь в процесс заставляет и вас следить за каждым движением умелых рук. И здесь разговор уже отнюдь не о физическом деле, а скорее о магическом плетении жизненной материи. У этих красивых молодых женщин, словно у древнегреческих Мойр, в руках нити жизни, сплетаемые в чудесный узор вечности.

С другой стороны, вполне современный вид имеют героини этих картин:


«Урожай хема» В. В. Харченко 2008


В. В. Харченко «Подруги», 2013

Согласованное совместное пребывание современности и старины часто изображено у Харченко через отношения поколений и людей в любви и заботе. Так традиционное изготовление нитей из хема (травы, похожей на крапиву) объединяет и бабушек, и молодое поколение, и совсем юных членов семьи. Или две подруги, которые явно просматривают фотографии с интересом к национальному костюму и, в особенности, к тому, как одна из них в этом образе получилась. 
Другая картина с девушкой в традиционном костюме так и называется: «В образе минувшего». Персонаж девочки рядом с ней указует на то, что действие разворачивается в именно наше время, сейчас, но героиня присутствует в прошлом, находится в ностальгическом настроении.

  
 
А вот образ Тибета зачастую показан через тех особенных людей, которые стремятся в духовный центр мира. На первый взгляд, это необременённые технологиями и дедлайнами мужчины и женщины, которые с семьями, с хилым скарбом (практически налегке) куда-то целенаправленно идут. Но, очевидно, автор желает показать нам нечто большее –жизненный путь, саму идею дороги к горнему. Будто бы случайно схваченное мгновение их путешествия разворачивается до целого символа бытия. 
Такие произведения, как «Долгий путь», «Идущие к храму» (2011), «Паломники», «Апельсин», говорят о внутренней сосредоточенности взрослых персонажей. И только дети, эти маленькие паломники, не дают нам забыть о том, что повседневность – тоже часть духовной жизни: девочка, жующая апельсин, или малыш, который одной рукой держится за папу, а другой занимается своими личными повседневными и очень увлекательными делами, сосредоточенно запуская пальцы в собственный нос.


В. В. Харченко «Долгий путь»
    

В. В. Харченко «Идущие к храму», 2011
 
 
В. В. Харченко «Паломники»                                                 В. В. Харченко «Апельсин»
 

Прекрасная работа «Блики на земле» изображает крупным планом живое человеческое общение тибетских монахов как многообразие ликов одухотворенных людей, пребывающих в постоянном жизненном движении. В этом контексте образы тибетских монахов вдруг становятся идейно близки своим собратьям в мировом искусстве. Здесь так явно вспоминается импрессионистическая работа П.О. Ренуара 1876 года "Бал в Мулен де ла Галетт" - та же идея с проникновением солнечного света в действо на картине как озарение божественным светом тех, кто готов окунуться в него и в саму жизнь.
 
В. В. Харченко «Блики на земле»
 
 
 
Русский простор
Вторая большая тема произведений в творчестве Виктории Харченко – русская. Родина для художницы – это, прежде всего, простор. В её пейзажах очень много места занимает небо, пространство разрастается вширь, и непременно всё это с чисто русскими деревянными домишками, размытыми дорогами, берёзами, церквушками: «Деревня Иванково» (2011); «Дождливое лето»; «Тихая вода»; «Весна в Калуге».


В. В. Харченко «Деревня Иванково», 2011
 
  
 В. В. Харченко «Дождливое лето»                                            В. В. Харченко «Весна в Калуге»

Есть у этого автора произведение «Ненастье», изумительно выражающее русский образ через типичную сельскую женщину: она ждёт мужчину на берегу у обрыва, несмотря на надвигающуюся бурю, ветер и холод.


   В. В. Харченко «Ненастье»
 
Детство золотое
Детям в своих работах художница уделяет особое внимание. В одних произведениях малыши присутствуют как герои жанровых композиций, например: «Утята растут» (2014), «Новый дом» (2014), «Август» (2013), а вот в других они превращаются в символы.


В. В. «Утята растут», 2014

  
В. В. Харченко «Новый дом», 2014                        В. В. Харченко «Август», 2013

В таких работах, как «Смотрящие на мир» (2014), «Время играть» (2012) и «Сон» (2012) образы детей трактуются автором как некие знаки будущего.

  
В. В. Харченко «Смотрящие на мир», 2014                                      В. В. Харченко «Время играть», 2012
 

В. В. Харченко «Сон», 2013
 
Дети – это те люди, в руках которых потенциальная власть над миром в будущем, это те, кто будут создавать новое. А пока это младенцы, невзначай повелительно раскинувшие ручки над миром, девочки и мальчики, сосредоточенно смотрящие в даль будущего или играющие с песками вечности. Детство – это время, когда человек живёт в гармонии с собой и пока её не потерял. Ох, как труден будет потом путь её восстановления! Как тяжела духовная дорога к себе самому и к горнему. Посмотрите на этих детей в картинах Виктории Харченко, взгляните на свои детские фотографии: рванные штаны, всклоченные лохмы, коротенькие платьица, счастливые ребячьи лица, не обременённые технологиями и дедлайнами. И вы поймете, что гармония никуда от нас и не уходила, она всегда была рядом, надо только суметь почувствовать её на просторах Земли, и тогда у нас в душе, может быть, вновь появится свой маленький Тибет.

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.