Дорога к себе

Просмотров: 2685
Елена Наследкова

Виктория Владимировна Харченко (род. в 1978 г. в г. Медногорск) – весьма плодовитый и талантливый художник. Получила специальность «художник-педагог» (1997, Калужский колледж культуры), также обучалась в Санкт-Петербургском академическом институте им. И. Е. Репина на факультете живописи (1999-2005 гг). Член Союза Художников России с 2010 года. Два очень интересных биографических факта, которые повлияли на характер творчества этого мастера: во-первых, в 2006 году она работала на реставрации росписей Санкт-Петербургского храма Успения Божьей матери подворья Оптиной Пустыни; во-вторых, в 2006-2008 гг. художница жила и работала (преподавала основы рисунка и живописи в провинции Сы Чуань) в Китае. Образы духовной истории, древней и прекрасной земли, вечности и одновременной скоротечности жизни, надежды, созерцательной тишины – всё переплелось в единое и цельное существование на холсте, творцом которого является Виктория Харченко.

Среди многообразных жанровых работ этого живописца три темы волнуют и завораживают особенно.

 Мудрая Азия

Китай и Тибет для В. Харченко - это идеальный мир: светлый, солнечный, яркий, место, где человек живет в гармонии с собой и окружением. Это раскрывается через образ чудесного быта простых жителей этих территорий или даже, вернее сказать, их бытия. Притом, автор воспевает, как традиционные, так и современные формы этой жизни. Например, в таких буквально гипнотических работах, как

 

В.В. Харченко "Узоры вечности", 2007;        

 

  

 


  В.В. Харченко "Вышивальщицы в провинции Сычуань", 2007                                   В.В. Харченко"Рабочий день" 

  представлены классические повседневные занятия китайских женщин.

В работах азиатских тем часто фигурирует ткань с вышивкой, которая непременно является смысловым центром композиции, вокруг которого выстаиваются фигуры вышивальщиц. Ваш взгляд, словно по волшебству, каждый раз огибает круг действующих лиц и возвращается обратно. Сосредоточенность и погруженность героинь в процесс, заставляет и вас следить за каждым движением умелых рук. И здесь разговор уже отнюдь не о физическом деле, а скорее о магическом плетении жизненной материи. У этих красивых молодых женщин, словно у древнегреческих Мойр, в руках нити жизни, сплетаемые в чудесный узор вечности.

С другой стороны, вполне современный вид имеют героини картин "Урожай хема", 2008; "Подруги", 2013

 

В.В. Харченко "Урожай хема", 2008                              В.В. Харченко "Подруги", 2013

Согласованное совместное пребывание современности и старины часто изображено у В.Харченко через отношения поколений и людей в любви и заботе. Так традиционное изготовление нитей из хема (травы, похожей на крапиву) объединяет и бабушек, и молодое поколение, и совсем юных членов семьи. Или две подруги, явно просматривают фотографии с интересом к национальному костюму и, в особенности, к тому, как одна из них в этом образе получилась. 

Другая картина с девушкой в традиционном костюме так и называется: "В образе минувшего". Персонаж девочки рядом с ней указует на то, что действие разворачивается в именно наше время, сейчас, но героиня присутствует в прошлом, находится в ностальгическом настроении.

  

А вот образ Тибета зачастую показан через тех особенных людей, которые стремятся в духовный центр мира. На первый взгляд, это необременённые технологиями и дедлайнами мужчины и женщины, которые с семьями, с хилым скарбом (практически налегке), куда-то целенаправленно идут. Но очевидно автор желает показать нам нечто большее - жизненный путь, саму идею дороги к горнему. Будто бы случайно схваченное мгновение их путешествия разворачивается до целого символа Бытия. 

Такие произведения, как "Долгий путь", "Идущие к храму", 2011; "Паломники", "Апельсин" говорят о внутренней сосредоточенности взрослых персонажей. И только дети-маленькие паломники не дают нам забыть о том, что повседневность – тоже часть духовной жизни: девочка, жующая апельсин или малыш, который одной рукой держится за папу, а другой занимается своими личными повседневными и очень увлекательными делами, сосредоточенно запуская пальцы в собственный нос.

 

В.В. Харченко "Долгий путь"                                    В.В. Харченко "Идущие к храму", 2011

 

В.В. Харченко "Паломники"                                    В.В. Харченко "Апельсин"

Прекрасная работа "Блики на земле" изображает крупным планом живое человеческое общение тибетских монахов как многообразие ликов одухотворенных людей, пребывающих в постоянном жизненном движении. В этом контексте образы тибетских монахов вдруг становятся идейно близки своим собратьям в мировом искусстве. Здесь так явно вспоминается импрессионистическая работа П.О. Ренуара 1876 года "Бал в Мулен де ла Галетт" - та же идея с проникновением солнечного света в действо на картине как озарение божественным светом тех, кто готов окунуться в него и в саму жизнь.

 

 

 

 

 

 

   В.В. Харченко "Блики на земле"

 Русский простор

Вторая большая тема произведений в творчестве Виктории Харченко – русская. Родина для художницы – это, прежде всего, простор. В ее пейзажах очень много места занимает небо, пространство разрастается вширь, и непременно все это с чисто русскими деревянными домишками, размытыми дорогами, березами, церквушками: "Деревня Иванково"(2011); "Дождливое лето"; "Тихая вода"; "Весна в Калуге".

  

В.В. Харченко "Деревня Иванково", 2011          В.В. Харченко "Дождлтвое лето"                         В.В. Харченко "Весна в Калуге"

Есть у этого автора произведение "Ненастье" изумительно выражающее русский образ через типичную сельскую женщину: она ждет мужчину на берегу у обрыва, несмотря на надвигающуюся бурю, ветер и холод.

 

   В.В. Харченко "Ненастье"

Детство золотое

Детям в своих работах художница уделяет особое внимание. В одних произведениях малыши присутствуют как герои жанровых композиций, например: "Утята растут", 2014, "Новый дом", 2014; "Август", (2013), а вот в других они превращаются в символы. 

  

В.В. Харченко "Утята растут", 2014                  В.В. Харченко "Новый дом", 2014                        В.В. Харченко "Август", 2013

В таких работах как "Смотрящие на мир" (2014); "Время играть" (2012); "Сон" (2012) образы детей трактуются автором как некие знаки будущего.

  

В.В. Харченко "Смотрящие на мир", 2014                     В.В. Харченко "Время играть", 2012  


В.В. Харченко "Сон", 2013

Дети – это те люди, в руках которых потенциальная власть над миром в будущем, это те, кто будут создавать новое. А пока это младенцы, невзначай повелительно раскинувшие ручки над миром, девочки и мальчики, сосредоточенно смотрящие в даль будущего или играющие с песками Вечности. Детство – это время, когда человек живет в гармонии с собой и пока ее не потерял. Ох, как труден будет потом путь ее восстановления! Как тяжела духовная дорога к себе самому и к горнему. Посмотрите на этих детей в картинах Виктории Харченко, взгляните на свои детские фотографии: рванные штаны, всклоченные лохмы, коротенькие платьица, счастливые ребячьи лица, не обременённые технологиями и дедлайнам. И вы поймете, что гармония никуда от нас и не уходила, она всегда была рядом, надо только суметь почувствовать ее на просторах Земли, и тогда у нас в душе, может быть, вновь появится свой маленький Тибет.