To English

Солдатенко Андрей Петрович

Солдатенко Андрей Петрович, 1975 года рождения. В 1989 окончил Саратовскую детскую художественную школу. Учился у Якушиной Л.И. и Бабушкиной Л.П. С 1991 по 1995 год учился В Саратовском художественном училище имени А.П. Боголюбова (дизайнерское отделение) у Марины Глебовны Гамаюновой. Со студенческих лет начал участвовать на различных выставках: групповых: 1993 (в салоне «Вдохновение», Саратов), 1996 («Светень» в выставочном зале Саратовского отделения Союза художников); областных: 1997 и 2007 (Саратов); региональных: «Большая Волга» 2008 (Чебоксары) и межрегиональная «Молодость страны» 2008 (Саратов), награждён дипломом Поволжского отделения Российской Академии художеств; республиканских: 2007 Всероссийская молодёжная выставка (Москва), 2008 Всероссийская выставка, посвящённая дню Победы (Волгоград); 2009 г. Всероссийская выставка «Россия – XI». ЦДХ, Москва. 2009 г. Всероссийская выставка «Россия – XI». ЦДХ, Москва 2009 г. Выставка «Большая Волга в Москве». ЦДХ, 2009 г, международных 2002: (выставка в рамках Фестиваля славянской культуры в Париже), Выставка в галерее InDIVA, Варна, Болгария, 2009 г. пленэр в Болгарии, 2009-2010 г.. Болгаро-русская выставка живописи «Призма». Варна, Русе, Пазарджик, София, Бургас, Болгария. Андрей Солдатенко провёл и ряд персональных выставок в Саратове: в 1993 (графика) и 1994 (живопись) в залах Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова, в 2003 в Доме-музее Павла Варфоломеевича Кузнецова, 2011 большая персональная выставка в Доме работников искусств, Саратов. Член Союза художников России. С 2010 года.
Работы А.П. Солдатенко хранятся в частных собраниях в России, Франции, Германии, Америки, Болгарии, странах СНГ.

Андрей Солдатенко – необычайно продуктивный художник, вступающий в пору ранней зрелости. Он по-прежнему в процессе непрерывного поиска. На ранней стадии известную роль в его творческом становлении сыграло знакомство с лирическими полотнами проникновенного саратовского пейзажиста Евгения Дмитриевича Яли и общение с молодыми художниками его круга – Владимиром Коринем и Юрием Уманцом. То культивирование особой «погружённости» и неспешного, слегка отрешённого созерцания, которое свойственно этому мастеру и его талантливым последователям, в известной мере, присуще и Солдатенко. Генетически он восходит к этой традиции. Но стилевая доминанта его искусства определяется только в последние годы, и она существенно отличается от этих мастеров, ибо диктуется, прежде всего, собственным мироощущением.
В последнее десятилетие его постоянным советчиком и наставником стал талантливый живописец Заслуженный художник России Руслан Львович Лавриненко, стоящий особняком в плеяде старшего поколения саратовских пейзажистов. И личный его пример имел существенное значение и в человеческом, и в творческом самоопределении молодого мастера, в воспитании чувства ответственности за своё незаурядное дарование.
А. Солдатенко ушёл в свободное творчество в сложный период, когда в условиях затянувшегося формирования в стране художественного рынка, критерии художественности охотно приносились в жертву коммерции. Условия выживаемости художника и сохранности его таланта оказывались полярными друг другу. Требования рыночного спроса не менее жёсткие, чем требования выставкомов тоталитарной эпохи. Они качественно иные, но своими соблазнами не менее губительны для таланта, который, безусловно, нуждается в поддержке, но только без тематического и стилистического диктата.
Художнику предстояло найти своё особое место в пёстрой картине современного искусства. Его эмоционально-эстетический опыт год от года растёт: оттачивая пластику и заботясь о выверенности цвета, он выходит на более высокий уровень, и есть надежда, что в условиях намечающегося посткризисного оживления, он сумеет выстоять, не отвлекаясь на работу коммерческого плана. Лучшие картины и этюды Андрея Солдатенко эмоционально убедительны и привлекают не внешней красивостью видов, а достигнутой гармонией целого, единством цветового и пластического решения. Чаще всего это лирическое обобщение самых простых, невыисканных специально мотивов поволжского пейзажа. Лучше всего по внутреннему чувству ему удаётся поэзия неярких пасмурных дней, с характерной сдержанностью цвета, особой трепетностью его перетекания по холсту, когда сама живописная поверхность становится едва ли не основным элементом композиции.
Многое в его перекличках с другими саратовскими пейзажистами диктовалось у Солдатенко близостью натурных мотивов: как и иные из них, он неоднократно работал в окрестностях Банновки. Это село вниз от Саратова по течению Волги, расположенное не так уж далеко от знаменитой среди местных художников 1920-1930-х годов Щербаковки, где постоянно жил талантливый и опытный пейзажист Яков Вебер и где в летние месяцы отдыхали, охотились, рыбачили и охотно писали живописные окрестности многие молодые саратовские художники той поры. Близость мотивов невольно рождает известное сходство образных решений.
Лучшие работы этого живописца те, где ощущение конкретного уголка волжской природы выступает отчасти уже трансформированным его персональным видением. И это закономерно. Когда у замечательного петербургского художника-педагога О. А. Сидлина спросили: «Как делать – с натуры или выдумывая?» - Он искромётно ответил: «С натуры выдумывать!» Естественно, что речь шла не о «выдумывании» в угоду нетребовательному вкусу, а о раскованности творческого воображения художника, свободно преображающего визуальную данность любого найденного им мотива. Последняя персональная выставка в Саратове показала, что Солдатенко следует именно этим путём.
До недавнего времени я совсем не знал о другой ипостаси солдатенковского дарования: о довольно обширном цикле его откровенно фантазийных произведений – живописных и графических городских фантасмогорий, явно окрашенных впечатлениями от работ отечественных и зарубежных мастеров с выраженными чертами авангардных исканий 20-го столетия, а также рисунков и полотен чисто декоративного плана.
Вероятно, в этом сказываются особенности дизайнерского образования художника с более выраженным, нежели у коренных живописцев, интересом к проблемам формообразования, выявлению структурного начала изображаемых объектов, цветовой сочетаемости условно окрашенных плоскостей, выявлению особенностей пластического ритма в беспредметных композициях, к волевой гармонизации хаотического. В общем потоке его творчества сочетается почти несочетаемое – достаточно навязчивая изобразительность и почти абстракция. Сейчас эти тенденции существуют раздельно, развиваются пока параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. И трудно сказать, какая из них возобладает в его последующем творчестве.
В последние годы Андрей Солдатенко постепенно освобождается от необходимости работать как бы «на два фронта»: и, создавая произведения подлинного искусства, избавляется от тягостной необходимости кормить и семью, и своё настоящее творчество коммерческими полотнами. Имя художника, столь активно выступающего на выставках, постепенно становится известным не только узкому кругу эстетически просвещённых коллекционеров. Растущее признание и растущий спрос на по-настоящему художественные его полотна даёт художнику шанс уделять исключительное внимание серьёзной и качественной живописи, заметно стимулируя его творческий рост и укрепляя в нём чувство глубокой ответственности за собственное искусство.

Водонос Е.И. Художественный критик, член СХ, Заслуженный деятель искусств РФ,
заведующий отделом русского искусства
Саратовского художественного музея им.А.Н. Радищева.

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.