To English

Морозов Эдуард Николаевич

Морозов Эдуард Николаевич. 1938-2000г.

Родился в 1938 г. в Ачинске Красноярского края. Раннее детство пришлось на военное и послевоенное время: голод, разруха, потеря близкого человека - отца. Отец погиб в 1942 г. под Ленинградом (2-я ударная армия). Мать одна воспитывала пятерых детей. Это трудное время оставило глубокий след в творчестве художника.

Рисовать начал рано. Занимался в Южно-Сахалинской изостудии Дома пионеров, а затем и сам в ней преподавал. Рисовать учился у великих живописцев - копируя их картины. Мечтал научиться писать так, как делали это великие Ботичелли, Леонардо да Винчи…

Преклонялся перед творчеством Врубеля, работами Ван Гога и Гогена.

К творчеству подходил серьезно, порой истязая себя. Он торопился сделать больше и лучше. За 60 лет жизненного пути им создано около 400 работ: портретов, психологических и философских картин, графических работ. Учился в Новосибирском строительно-архитектурном институте, из которого ушел после 3-го курса-победила любовь к живописи.

После армии работал в драматическом театре г.Южно-Сахалинска, позднее художником-постановщиком в Сахалинской студии телевидения.

С 1964 г. с семьей переехал в г.Ижевск и начал работать художником-постановщиком на Ижевской студии телевидения. Параллельно сотрудничал с Удмуртским книжным издательством в качестве художника-иллюстратора. Им оформлены десятки книг разных жанров. Среди них: &8221;Удмуртские народные сказки&8221;, поэма М.Петрова &8221;Италмас&8221;, &8221;Похвала глупости &8221;Эразма Роттердамского, &8221;Сказка о царе Салтане&8221; А.С.Пушкина, &8221;Удмуртская кухня&8221;.

Он не был натуралистом, он писал то, что возникало в его воображении, создавая свой собственный, может быть, идеалистический придуманный им мир. В его картинах глубокая философия. Его картины притягивают, будоражат, заставляют задуматься о смысле жизни. Красота, обаяние, безмятежность, нежность женских образов, внутренний свет заставляют еще и еще раз всмотреться в созданные им прекрасные картины. В этом секрет мастерства художника - увидеть в обыденной, порой серой, жизни красоту и показать ее людям.

17 июля 2000 г. художника не стало, но осталось его творчество.



Очарованный мир живописца Эдуарда Морозова

Герои произведений Эдуарда Морозова совсем &8220;нездешние&8221;:
библейские персонажи, балерины дягилевских русских сезонов в ореоле причудливых декораций, бравые гусары и чеховские интеллигенты, сказочные берегини и задумчивые дамы в старинных усадебных парках. Сама душа России живет в этих картинах. Россия Серебряного века, еще не ведающая, какие испытания ей предстоят…

Мечтатель и идеалист, выросший на классической музыке и великой русской литературе, он не мог воспевать &8220;будни великих строек&8221;, творить по указке. В эпоху, когда предписывалось идти в ногу со временем, Морозов умудрился жить в другом измерении. Это была своеобразная форма протеста. Просто душа художника не принимала скучного натурализма и бескрылого соцреализма, рвалась к высотам человеческого духа и безграничной свободе полета фантазии. Несколько раз друзья-художники приглашали показать свои картины высоким коммисиям, приезжавшим для отбора работ на престижные смотры. Однако рядом с бодрыми и мускулистыми современниками в роскошных рамах его хрупкие и печальные чеховские барышни как-то не смотрелись. А уж возникающие в потоках света и цвета неземные видения - ангелы с раcпростертыми крыльями, Христос, идущий по водам, причудливый театральный мир - музыкальные образы А.Вертинского, танец Т. Карсавиной и М.Плисецкой совсем были &8220;не из той оперы&8221;.

Он работал на телевидении, оформлял книги, расписывал стены в детских садах. Эта работа давала средства к существованию, позволяя при этом не отказываться от своих взглядов и пристрастий, в сущности, сохранить в чистоте свою душу. В нем было что-то от отшельника или подвижника. Все свободное время художник отдавал творчеству: вставал в четыре утра и работал, творя на холсте или на любом подручном материале свой мир, выгодно отличающийся от реального гармонией, красотой и изысканностью. Он работал взахлеб как будто боялся не успеть сделать задуманное. Для него не существовало выходных и отпусков, безделья и скуки. Новые замыслы и идеи переполняли его, творчество было смыслом и образом жизни.

Эдуард Морозов считал, что цель искусства – вечность. Он честно и до конца прошел свой творческий путь, и наградой ему стало то высокое, что достигает в себе и открывает другим художник, отдавший жизнь искусству.

/ Валентина Гартиг, искусствовед / Статьи о художнике:Творческое наследие. Подлинное мастерство Эдуарда Морозова

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.