To English

Удмуртские народные сказки

Лот №20150117:899-842-317

Удмуртские народные сказки

Морозов Эдуард Николаевич

Композиция: ГУНЬДЫР ИНМАР И ПРОК СТАРОСТА
В одном царстве, в одном государстве не взошел овес.Заволновались крестьяне: как быть? Все они совершили молитву Паню, чтоб овес удался, а гляди-ка, он совсем не
взошел.Поговорили, поговорили крестьяне да так и не нашли способа смягчить засуху. Подошел к ним поп и говорит:
- Эх вы, короток ум у вас, ничего-то вы не понимаете. Сами во всем виноваты: почему Илье Антоновичу налог не заплатили?Он на вас подал прошение богу Гуньдыру, потому овес и не взошел. Я об этом деле давно знал. Но не беспокойтесь, я с вас много не возьму, всего семь коров и будете одно лето бесплатно работать на меня.
Подумали, подумали крестьяне, и стало им жалко семь коров, жаль и сил, чтоб целое лето работать бесплатно. Они попросили попа написать прошение богу Гуньдыру и решили послать с ним церковного старосту Прока.
- Эх! - сокрушался староста.- Да как я, перво-наперво, на тот свет поднимусь?
Думал, думал Прок и вышел на дорогу. Сколько он прошел, трудно сказать. Идет, вверх смотрит - в голубом небе целая стая орлов летает. Прок и говорит:
- Посадите меня к себе на спины, я к богу Гуньдыру пробираюсь.
Один орел отвечает:
- Не ты ли будешь церковным старостой Проком?
- Я, я, - обрадовался Прок.
Сел на орла, полетел в небо. Пришел к богу Гуньдыру, стучится, чтоб впустили. Открыл дверь и видит: за столом сидит бог Гуньдыр, показалось, будто не в духе. Прок перекрестился, поклонился, не забыл сказать и «здравствуйте». А в это время пришел Офоня и перебил его:
- По какому делу, мужик, прибыл? Что хорошего есть на земле?
- Вот, - говорит Прок, - Ильинский приход послал со мной прошение богу Гуньдыру. Овес не уродился из-за Паня.Офоня взял прошение и передал его Гуньдыру.
- Народ Ильинского прихода на Паня жалуется, - говорит.
- А чего ты мне подаешь? Ведь знаешь: я грамоты не разумею, ничего не разберу в прошении. Читай сам, - говорит бог Гуньдыр.Только начал читать Офоня, Гуньдыр как стукнет ладонью по столу, да так, что стол на два-три метра подпрыгнул.
- Иди, позови Паня! Почему по его милости овес не родился?
Запряг кучер коня, и через две-три минуты Пань явился.
- Ты почему так работаешь? Ведь народ тебе верит, ведь он православный, а ты на него взваливаешь трудности. Он не очень верит уж. Попы обижаются: с семнадцатого года доходов нет, -говорит бог.
- Да пусть хоть какими будут люди, мне-то что? - говорит Пань.- Я разве в чем виноват? Почему они мне оброк не платят?Потом, ты ведь сам знаешь, бог Гуньдыр, что я всего лишь батрак у тебя. Ты сам должен распоряжения давать.
- Гм, гм! Разве вы не знаете, что я не могу всего знать!
- А до этого времени кто дождь давал? - спрашивает Пань.
- Не знаю, откуда он брался. Кучер, сгоняй-ка к Илье-пророку, он дождем ведает, - крикнул Гуньдыр.
Через некоторое время послышался грохот. Прибыл Илья-пророк. На вопрос о дожде он ответил:
- Ты сам, отец наш, виноват. Ведь от тебя не поступило распоряжения о дожде. Откуда я дождь возьму? Сам знаешь, я у тебя всего только батрак. Видишь: уж горбат, совсем беззубый, глухой, так что ничего, кроме себя самого, не знаю.
Понял Гуньдыр, что виновного ему не сыскать. Что взять с горбатого, глухого Ильи? Взял он прошение со стола, повертел его в руках и говорит Офоне:
- От моего имени пиши резолюцию: «Оставить по-прежнему!»
Офоня написал, вместо подписи бог Гуньдыр поставил крестик и отдал прошение старосте Проку.Опустился староста с неба в Ильинский приход. А его встречает весь народ, и попы тут же, с иконами ждут. Взял один человек прошение из рук Прока и читает резолюцию: «Оставить по-прежнему!»
Тут терпение у людей лопнуло. Взяли они иконы и, поломав, сожгли их.
С тех пор народ не верит ни попам, ни богам.

Техника: бумага/тушь 12см x 12см 1975 г.

Опубликовано в разделе: Графика

Стилистика произведения: Фентези, Реализм

Оцените эту работу
Нам Важно ваше мнение. Ваша оценка изменит рейтинг произведения!

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.